I. Анализ возможных путей конька. Основные и сложные фигуры

Фигурой (в узком смысле) мы называем всякую планомерно врезанную в лед ребром конька простую или сложную кривую или несколько таких кривых, связанных между собой общностью построения рисунка или исполнения.

Конькобежец-фигурист движется—скользит по льду — только благодаря затрате собственной мышечной энергии посредством отталкивания от грунта, в данном случае от льда, острым ребром того и другого конька попеременно. Двигаясь в промежутках времени между толчками по закону инерции (почему мы и называем такое движение — инертным), он. постепенно теряет скорость, так как, кроме внешней силы реакции опоры на толчок, сообщившей ему первоначальную скорость, на его массу действуют еще внешние силы: сила тяжести, вызывающая трение об лед и сопротивление воздуха. Проходимые им при этом пути могут принимать различные формы в зависимости прежде всего от формы лезвия конька.

При совершенно прямой форме нижней поверхности и обоих ребер конька — движение возможно только по прямой линии и то лишь при положении центра тяжести тела в одной вертикальной плоскости с линией скольжения конька. Малейшее отклонение его в сторону ведет к падению или к переходу на другую ногу.

При форме лезвия выгнутой, когда передняя и задняя части его приподняты, линия скольжения может принимать следующие формы:
1.       Если воображаемая линия, соединяющая центр тяжести тела с точкой опоры, называемая осью равновесия тела, будет двигаться в вертикальной плоскости, * то скольжение, независимо от формы конька, будет прямолинейное, а след на льду —  прямая линия. Так как последняя без существенных изменений ее свойств не может образовать никакой фигуры, то этот случай нас в данное время не интересует.

2.       При отклонении центра тяжести, а следовательно и оси равновесия вправо или влево от только что описанного положения и при условии сохранения равновесия получится скольжение по линии, закривленной в ту же самую сторону, причем степень кривизны будет зависеть 1) от степени кривизны лезвия, 2) от скорости скольжения и 3) от величины угла отклонения оси равновесия от вертикальной плоскости, касательной к линии скольжения. Так как кривизна лезвия для каждого катающегося индивида является величиной постоянной, то мы не будем здесь рассматривать ее влияние на кривизну линии скольжения; отметим только, что степень кривизны этой последней находится в прямой зависимости от величины угла отклонения и в обратной— от скорости. Из этого следует, что при условии сохранения постоянной кривизны линии скольжения зависимость между величиной угла отклонения и скоростью будет прямая. Само собою разумеется, что конькобежец может двигаться вперед или назад, на наружном или на внутреннем ребре конька.

Анализируя имеющиеся при таких условиях возможности, мы легко приходим к выводу, что конек фигуриста может при безостановочном движении по льду начертить линии следующих форм.

1.       Если конек будет скользить все время по кривой, не меняя ни сторону закривления ее, ни фронт движения, и оставаясь поэтому на одном и том же ребре, то получится так называемая дуга (рис. 98), иначе называемая голландским шагом. Но, по существу, это будет отрезок спирали; как мы уже говорили, конькобежец на инертном скольжении от толчка до толчка теряет в скорости, а так как кривизна находится в обратной зависимости от скорости, то с уменьшением последней она будет увеличиваться, превращая линию скольжения в спираль. Но, если мы сумеем без нового толчка свободной ногой увеличить скорость или уменьшить угол отклонения оси равновесия от вертикали, находящийся, как мы знаем, в прямом соотношении со степенью кривизны линии скольжения, то мы сможем приблизить эту спираль к форме круга. Как увидим ниже, на практике это достигается без труда.

2.       Если мы заставим конек изменить направление кривизны с одной стороны на другую (а следовательно переменить и ребро), но сохраним прежний фронт его движения, то получим линию, похожую на латинское S (рис. 99) и называемую перетяжкой. Входящие в ее состав две дуги также будут по форме отрезками спирали, но могут быть приближены по форме к отрезкам окружности теми же приемами; обе дуги соединены коротким переходом, когда конек идет на плоскости по прямой линии.

3.       Если мы переменим только фронт движения конька, не изменяя направления, т. е. повернем его приблизительно на 180° по вертикальной оси в сторону закривления первой дуги, то получим так наз. тройку (рис. 100), причем сменится и ребро конька.

4.       Если мы повернем конек тем же порядком против закривления дуги, то получим скобку (рис. 101) с одновременной сменой ребра.

5.       Если, не изменяя направления кривизны, мы сделаем коньком быстрый оборот на 360°, не допуская его изменить фронт, то получим петлю (рис. 102). Оборот против закривления не характерен, так как дал бы прежде всего уже рассмотренную нами перетяжку и тотчас после нее ту же петлю.

Кроме этих изменений дуги, которые мы называем простыми фигурами, потому что в них имеется лишь по одному изменению, в движении конька по дуге, возможны только различные их комбинации, так как повороты конька на угол, значительно меньший или больший 180 или 360°, поставил бы его поперек движения и повел бы к падению, а повороты на 360 + 180° или на 360 + 360° не характерны, так как дали бы уже знакомые нам петлю плюс тройку или две петли, т. е. комбинации тех же простых фигур.

Рассмотренные нами простые изменения в движении конька по дуге могут комбинироваться между собой не только в последовательном порядке, давая в результате сложные фигуры, но отчасти и одновременно: перемены фронта могут произойти одновременно с переменой направления и 2) одновременно с оборотом конька на 360° (перемены направления и обороты конька одновременно комбинироваться не могут, так как конек уклоняется в них в противоположные стороны).

В первом случае получатся оригинальные комбинации, с первого взгляда производящие впечатление простых фигур: одновременное комбинирование перемены направления с переменой фронта путей поворота по закривлению дает крюк (рис. 103), комбинация перемены фронта против закривления дает выкрюк (рис. 104). Так как и перемена направления и перемена фронта одинаково сопряжены с переменой ребра, то, при одновременной комбинации их, смена ребра не может произойти (обе перемены взаимно уничтожаются), чем и обосновывается теоретически требование однореберности в крюках и выкрюках.

Во втором случае оборот конька увеличится на 180°, т. е. до 540°, и образуется троечная петля (рис. 105), или на столько же уменьшится, т.. е. до 180°, и получится скобочная петля (рис. 106), обе они, содержа в себе перемену фронта, но не направления, сопровождаются и переменой ребра.

Описанные четыре фигуры могут входить, как самостоятельные элементы, в дальнейшие последовательные комбинации, а потому мы причисляем их, вместе с дугой и другими четырьмя простыми фигурами, к основным фигурам.

Основными фигурами мы называем такие, которые могут служить связью между двумя отрезками дуги. Следовательно основной может быть не только простая фигура, но и одновременная комбинация простых фигур, если между ее элементами нет никакого отрезка дуги. ** Из основных фигур строятся все остальные — сложные путем чередования с отрезками простой дуги.

* Она всегда будет отклонена назад на некоторый угол, величина которого находится в прямой зависимости от коэффициента трения.
** Проф. д-р Фукс не относит к основным фигурам троечную и скобочную петли, так как они, по его мнению, суть явные комбинации петли с тройкой и скобкой, а он считает основными фигурами лишь такие, в которых имеется лишь одна перемена (Wendung). Но тогда и крюк и выкрюк, причисляемые им к основным, суть явные комбинации перетяжки и тройки. С другой стороны, он относит к основным фигурам еще клюв, обратный клюв и скобочный клюв (рис. 107—109), которые, во-первых, суть лишь более заостренные видоизменения выкрюка, крюка и скобки, а, во-вторых, в таком чистом виде практически невыполнимы.