Парное катание

Парное катание представляет собою самостоятельный отдел конькобежного искусства и не может быть исчерпано на нескольких страницах: оно требует специальной разработки своей техники. Поэтому в этой небольшой главе мы можем дать лишь весьма краткую характеристику его.

В наших правилах соревнований предусмотрено парное катание как смешанное (женщина и мужчина), так и несмешанное (две женщины или двое мужчин), причем там дано и определение его: «парное катание есть произвольное катание двух лиц, в котором показываются исключительно такие фигуры, в коих достигается единство действия обоих конькобежцев. Таким образом партнеры должны исполнять не всегда одинаковое, напротив, они могут делать разное, они могут также на время разъединяться, но впечатление единства и общности никогда не должно теряться». В этих же правилах мы находим и некоторое ограничение проявлений парного катания: «не допускаются все такие фигуры, в которых один из партнеров покидает поверхность льда за счет силы другого на более или менее продолжительное время».

Развивая эти указания, мы должны сказать, что для достижения впечатления единства и общности огромное значение имеет полное единообразие как постановок тела в каждый данный момент, так и всех движений, т. е. работы отдельных сегментов тела. Полная параллельность постановок рук и ног и вообще всех контуров тела, одинаковый характер манеры держаться, полнейшая одновременность и соразмерность всех движений, как, например, сгибаний и вытягиваний опорной ноги, махов свободной, скручиваний и раскручиваний корпуса, поворотов и оборотов опорного конька,— все это составляет неотъемлемые признаки классного парного катания, без наличия которых оно не может считаться искусством, тем более что малейшие нарушения этих требований легко бросаются в глаза даже профану.

В моменты временно-раздельного катания партнеры не должны удаляться один от другого на большие расстояния; пространство между ними должно быть настолько ограничено, чтобы зритель мог одновременно ясно видеть все движения обоих.

При сомкнутом катании соединения рук  применяются обычно в шести видах:
1.       Открытое соединение — партнеры держат друг друга за одну только разноименную или одноименную руку (рис. 451).

2.       Скрещенное соединение рук — одноименные руки сомкнуты спереди накрест (рис. 452).

3.       Прямое соединение обеих одноименных рук при положении обоих партнеров лицом в одну сторону (рис. 453).

4.       Такое же соединение разноименных рук при положении партнеров лицом в разные стороны — спиной друг к другу.

5.       Такое же соединение — лицом друг к другу.

6.       Танцевальное соединение (рис. 454)—партнеры рядом в полоборота один к другому; левый (мужчина) кладет свою правую руку на талию правого партнера (женщины), левой рукой держит ее правую руку; левая рука правого партнера (женщины) — на правом плече левого (мужчины).

Это соединение может изменяться в процессе исполнения танцевальных фигур:
а)       отпуская одну руку, тот или другой партнер делает полный оборот под поднятой другой рукой партнера;
б)       оба партнера одновременно поворачиваются в противоположные стороны так, чтобы оказаться спиной друг к другу, причем перед таким поворотом женщина кладет правую руку за спину, а мужчина берет ее в свою правую же; или же оба партнера совсем отпускают обе руки и поворачиваются свободно, но не удаляясь друг от друга.

Фигурное катание двух конькобежцев мы знаем в двух основных формах:
1.       Так называемое комбинированное или. совместное катание, в котором оба участника после слитного, с сомкнутыми руками выезда исполняют раздельно вполне тождественные фигуры на соответственных ногах, но в противоположных направлениях, сходясь лишь временно при прохождении около общего центра, причем общая форма исполняемых фигур имеет вид более или менее сложных восьмерок. Обычно такие фигуры состоят из одного или двух английских шагов, применяемых для разбега от общего центра, и из разнообразных переходов, выполняемых вполне одновременно и притом так, что характерные элементы фигуры, например, повороты крюка, выкрюка или скобки, или переменные переходы на другую ногу происходят в самый момент наибольшего сближения конькобежцев у центра.

Этот вид катания в особенности полно разработан в английском стиле. В свое время, в девяностых годах прошлого века, такое совместное катание практиковалось в более свободной манере международного стиля, но после вышло из моды, как самостоятельный вид фигурного катания, и сохранилось лишь как небольшая часть более обширной области собственно парного катания.

2.       Парное катание (чаще всего мужчины с женщиной), наоборот, ничем не ограничено в своих проявлениях, кроме приведенных выше правил; оно наиболее близко к одиночному произвольному катанию, охватывает все виды известных нам произвольных фигур, обогащая их содержание путем различного комбинирования их в исполнении обоих участников. Таким образом для наилучшей характеристики парного катания мы можем лишь классифицировать фактически имеющийся богатейший материал. Однако для такой классификации приходится стать на совсем иную точку зрения, нежели при рассмотрении произвольного катания одиночного, именно, рассматривать парное катание со стороны продукции каждого рода фигур, того впечатления, которое они производят на зрителя. Тогда мы получим шесть элементов парного катания.

1.       Фигуры с разбегом — совпадают с одним из элементов произвольного катания. Они состоят из простых и сложных спиралей, не исключая и разных комбинаций кораблика, причем разнообразные способы соединения рук и комбинации взаимных положений тел и ходов конька обоих участников дают весьма богатые возможности к достижению характерного для фигур этого класса впечатления высокой пластики хода. Полная симметрия или, наоборот, полнейшая параллельность всех частей тела на инертном движении имеют здесь наиболее, важное значение.

2.       Танцы по кругу — как элемент музыкальности по преимуществу.

На льду могут быть воспроизведены далеко не всякие танцы, а лишь некоторые, по характеру своему подходящие для плавных движений на коньках. На первом месте тут несомненно вальс; из всех видов его английский «уанс-бэк-вальс» с его спокойно качающимся волнообразным движением является классическим и самым излюбленным; но, конечно, всякий танец на льду, в том числе и все приведенные выше в главах о произвольном катании могут быть приспособлены для парного катания и дать материал для великолепных комбинаций, причем задача выполнения переходов к самостоятельным для каждого партнера вращениям легко и красиво разрешается только что указанным временным размыканием одной или обеих пар рук.

Танец на льду по характеру и форме телодвижений лишь в отдельных случаях соответствует одноименному танцу на паркете; в большинстве же связь между танцем на коньках и таковым на полу ограничивается совпадением только музыкальной формы; и даже приспособление к последней одних и тех же телодвижений конькобежца может быть совершенно различным, точнее — эти телодвижения могут следовать одно за другим в совершенно различных ритмах, из коих каждый подходит под данную музыку. Как пример этого, можно привести общеизвестный очень простой вальс Джаксон Гейнса: состоя из трех шагов, он может одинаково успешно выполняться под музыку всякого бального вальса в следующих ритмах: 1) каждый шаг соответствует трем четвертям, то есть целому такту, й 2) первый и третий шаги равны половинной поте, а второй и четвертый — четверти:
Само собой разумеется, что характер танца получится в обоих случаях не одинаковый: в первом случае он будет плавнее и спокойнее, во втором — живее и темпераментнее.

Еще более оживленными будут танцы, ритм коих приспособлен к двудольной музыке, например к музыке марша.

3)       Параллельные и противоположные фигуры. Первые состоят в исполнении обоими партнерами приблизительно одинаковых переходов с движением в одном и том же для обоих направлении, по большей части с руками, сомкнутыми тем или иным способом. Но эти фигуры могут быть исполнены или одинаковыми для обоих партнеров фронтами, когда оба движутся одновременно передними и одновременно задними ходами, или противоположными, когда один идет передним, а другой задним ходом, и наоборот.

Кроме того, при исполнении фигуры одним фронтом один партнер может идти наружным, а другой — внутренним ходом; поэтому полного тождества в исполняемых переходах здесь может и не быть, но параллельность поступательного движения сохраняется, ритмическое же единство и постоянная взаимная параллельность постановки тел и отдельных конечностей обоих партнеров обязательны — в них заключается вся соль фигур этого класса,  при хорошем исполнении дающих свое характерное впечатление скатанности.

В противоположных фигурах оба партнера исполняют также одинаковые фигуры на одноименных ногах и притом еще и одинаковым фронтом, но в диаметрально противоположных направлениях, по большей части с разомкнутыми руками; такие фигуры близко подходят к вышеупомянутому совместному катанию. Оба партнера движутся все время на одинаковых для обоих расстояниях от общего центра. Расходясь и снова сближаясь, они все время находятся как бы на разных концах одного диаметра, по временам соединяя руки для вращений вокруг общего центра.

Во всех этих трех видах парных фигур положение опорных коньков обоих партнеров и (за исключением противоположных фигур) самые пути этих коньков на льду остаются все время строго параллельными.

4)       Двусторонние симметричные фигуры, исполняемые обоими партнерами раздельно, с движением в одну сторону. Они могут выполняться только на разноименных ногах; движение партнеров проходит на одинаковых для обоих расстояниях от общей оси симметрии, делящей всю фигуру пополам; партнеры на этой оси расходятся, один исполняет правую, другой симметричную левую половину, на этой же оси они вновь сходятся. В обоих случаях исполнение должно дать впечатление наибольшей равности, симметричности, единообразия работы пары.

Здесь положение коньков партнеров не может быть параллельным; но в каждый данный момент они должны находиться под одинаковым для обоих углом к вышеупомянутой оси.

5.       Фигуры с полной остановкой, наичаще на пуантах (носках), где главную роль играют поза и внезапная полнейшая неподвижность, напоминающие статуэтку и дающие впечатление пластики покоя.

6.       Наконец — комбинации, где оба партнера одновременно исполняют разные фигуры, не теряя однако взаимной внешней или по крайней мере внутренней связи в исполнении своих частей. Такие фигуры должны представлять в исполнении каждого партнера хотя бы приблизительно одинаковую трудность, и во всяком случае роль каждого из них никогда не должна выходить из рамок фигурного катания. Сюда же относится продукт ближайшего прошлого, так наз. трюковые фигуры: они весьма близко граничат с цирковыми номерами и носят иногда акробатический характер —некоторые из них сопряжены с немалым риском для исполнителей: пируэты мужчины с женщиной в руках, которую он держит, например, за одну руку и за одну ногу; прыжки мужчины с поворотом в воздухе через женщину, делающую низкий пируэт, и т. п. Значительная часть этих трюков с 1936 г. выпала из практики в виду приведенного в начале этой главы нового определения парного катания. Этот класс должен дать впечатление неожиданной и бьющей в глаза картины.

Само собой разумеется, что пёречисленные выше наиболее характерные черты фигур каждого вида в известной мере должны быть присущи и всем остальным видам: так, например, в исполнении танца и пластика, и ход, и скатанность и единообразие должны быть обязательно налицо.

Кроме того, все описанные типы парных фигур могут комбинироваться между собой, образуя смешанные и средние формы, как это и бывает по большей части в фактически исполняемых парами фигурах. Подобно компоновке одиночного произвольного катания, составление парной программы должно стремиться объединить в строго связанной форме безусловно все характерные виды фигур; при этом необходимо так же тщательно соблюсти полное разнообразие фигур, как и в одиночной программе. Равным образом все, что было сказано выше о пуантировке, вполне сохраняет и здесь свое значение.

Но тут есть и еще один фактор высшего порядка, имеющий едва ли не наибольшее значение, который мы назовем сценичностью парного катания и который может сделать его источником высокого наслаждения для зрителя. Для достижения этого должны быть учтены все свойства исполнителей, их способности и в особенности взаимоотношения их внешностей; в зависимости от этого определяется наиболее соответствующий общий характер и, так сказать, внутренний смысл их катания; а затем вся программа должна составляться, разрабатываться и исполняться с постоянной ориентировкой на эти вехи, чтобы в результате получилось нечто художественно-цельное, воплощающее в себе одну основную идею.

Как пример высокого достижения следует припомнить катание когда-то всемирно известной мюнхенской пары Бургер—Хюблер. Он — рослый и сильный, она —небольшая и легкая; вместе они являли такую типичную пару и все фигуры их были так подобраны, вся программа так составлена и так исполнялась, что в целом была удивительно яркой сценой, оставлявшей впечатление бесконечной красоты.

В заключение мы приводим чертежи нескольких основных парных танцевальных комбинаций, которые могут быть использованы не только в парном катании, но отчасти и в конкурсах вальса, поскольку в комбинацию не входит раздельное катание (т. е. размыкание рук). В этих чертежах левая схема показывает мужскую, а правая —женскую партию. Способы соединения рук могут применяться различные.

Рис. 458. Простейший танец с постоянным вращением влево.

Рис. 459. Вальс Дж. Гейнса в парном исполнении.

Рис. 460. Вальс Шоллера в 10 шагов. Представляя комбинацию двух предыдущих, сам может служить основой многих дальнейших более сложных комбинаций.

Рис. 461. Наиболее употребительный у нас Венский вальс Шоллера в 14 шагов, неверно называемый «Берлинским». Рис. 462. Вальс «Фейкс».

Рис. 463. «Калер-танц», в котором на 12 шагу партнеры вращаются в разные стороны, спиной к спине.

Рис. 464. «Килиан-танц».

Рис. 465. Английский (классический, троечный, уанс-бек) вальс, пользующийся наибольшим распространением в зарубежных странах. Он исполняется на огромном ходу обычно в форме большой восьмерки.

Рис. 466. Танец с крюком (Мейстрик, Вена).

Рис. 467. Таней «Ганка» с двукратными тройками.

Рис. 468. Вальс с перетяжками.

Рис. 469. Вальс Гандельсман с двукратными тройками; здесь партии мужчины и женщины показаны на одной общей схеме; женская партия обозначена прерывистой линией.

Рис. 455. Спираль корабликом + I1
Рис. 466 Спираль смерти
Рис. 457. Остановка (Гранаткина-Толмачев).