Перемена фронта
Все перемены фронта, независимо от того, связаны ли они с переменой направления или нет, мы называем поворотами.
Для исполнения простейшего поворота — тройки — казалось бы, достаточно придать с самого начала дуги вращательное движение плечам и грудной клетке по продольной оси тела в сторону желаемого поворота: верхняя часть тела, повернувшись относительно таза до предельного угла, повлечет за собой вращение его, что, в свою очередь, вызовет поворот опорной ноги и конька. Действительно, так сделать тройку можно. Но вслед за ней неминуемо последует другая, третья и т. д. с общей спиральной формой и все уменьшающимися промежутками, потому что все тело будет продолжать вращаться по инерции; это по существу будут не повороты, а так наз. пируэт, и если начальный толчок был незначителен, а вращение сильно, то последнее по прекращении поступательного движения тела может продолжаться на месте. *
А так как нам необходимо сделать только один поворот и при том в строго определенной точке и кроме того сохранить полное владение весом и инерцией своего тела для правильного дальнейшего движения по дуге и иметь таким образом возможность по желанию выполнить после того любой другой элемент, то очевидно, что такой простой прием для исполнения поворота не годится. Чтобы осуществить главное движение— поворот опорной ноги с коньком на определенный, угол без потери равновесия и без нарушения хода в нужной поверхности движения, приходится прибегать к компенсаторным движениям других сегментов, иногда к целому ряду таких движений, и заранее подготовлять их постепенными перемещениями этих сегментов раньше поворота, как бы заряжать свой двигательный аппарат для последующего мгновенного и максимально точного обратного действия. Это достигается медленным (вовремя инертного скольжения) принятием так наз. предварительных положений данного поворота, где корпус в большей или меньшей степени скручивается в сторону подготовляемого поворота, а иногда и свободная нога тоже повертывается в ту же сторону.
Предварительное положение тройки, скобки, крюка и т. д. разрешается в нужный момент (на продольной оси) поворотом опорной ноги на угол, близкий к 180°, причем корпус, уже поставленный в то положение, которое он будет иметь после поворота, казалось бы, уже не должен менять его. Но одной инерции ему недостаточно для того, чтобы при повороте опорной ноги и отчасти таза удержаться в нужной плоскости, а потому является необходимым вращать его обратно против поворота и в самый момент последнего, скомпенсировать этим вращательную инерцию опорной ноги и таза и остановить ненужное нам дальнейшее вращение.
Эта реакция корпуса может быть очень умеренной, когда, как описано выше, надо только удержать тело от дальнейшего вращения в сторону поворота. Но в более сложных случаях, когда после поворота необходимо скользить в новой поверхности движения, закривляющейся в противоположном этому повороту направлении, приходится прибегать к вращениям максимальной амплитуды и напряженности, чтобы не только остановить вращательную инерцию нижней половины тела, но и пересилить ее. Соответственно этому и предварительные положения таких поворотов (скобка, крюк) выражены гораздо более резко: корпус скручивается в сторону будущего поворота до отказа; чем больше растягиваются при этом мышцы, вращающие грудную клетку (косые мышцы живота, поперечно-остистая, подвздошно-реберная) и плечевой пояс (трапециевидная, широкая спины, передняя зубчатая и грудные), тем энергичнее будет их действие, значит — тем сильнее будет обратное вращение корпуса и плеч. Свободная нога тоже принимает здесь более деятельное участие в исполнении поворота, компенсируя движения опорной.
Голова обычно не участвует в скручиваниях корпуса; она направлена лицом в сторону движения, и инерция ее массы, хотя и составляющей всего 7°/0 массы всего тела, все же служит второй точкой опоры для вращательных движений корпуса.
Предварительные положения в школьном катании бывают по своему характеру двух видов: динамические — когда скручивание стана продолжается непрерывно и прогрессивно до самого момента разрешения поворота или до самой перемены ребра в перетяжках — и статические — когда вращение корпуса по достижении известной, обычно максимальной, степени скрученности стана на несколько мгновений прекращается, и тело остается в эти мгновения в относительной неподвижности, переходящей в момент разрешения в обратное скручивание стана. Статические предварительные положения свойственны только тем поворотным фигурам, где вращение конька идет против закривления второй дуги фигуры, т. е. скобкам и крюкам.
Говоря о скручиваниях и о поворотах корпуса, мы разумеем только вращение его относительно нижней части тела, но не в пространстве; все эти скручивания и раскручивания суть только встречные вращения верхней и нижней частей тела, а в пространстве они могут вращаться или обе встречно или только одна при почти полной неподвижности другой. Вращение корпуса бывает вполне заметным для зрителя только при скольжении по дуге, например при повороте его в предварительное положение или при исполнении петли; во время же таких поворотов, когда опорная нога вращается в одну сторону, а корпус — в другую (скобки, крюки), последний со стороны часто кажется неподвижным — вращение, его внешне выражается лишь в противоположном повороте нижней части тела, в своевременной остановке этого движения и в общем гармоническом переходе из собранного, напряженного положения в развернутое и спокойное.
Подобно тому как в музыкальной гармонии диссонирующие аккорды часто следуют один за другим, прежде чем окончательно разрешиться в консонанс, так и здесь часто бывает, что такое собранное, напряженное предварительное положение сперва переходит в другое такое же напряженное, обычно противоположной формы, и только затем окончательно разрешается в спокойную развернутую позу.