Перемена направления

Мы уже знаем, что движение по кривой обусловливается отклонением оси равновесия от вертикали на некоторый угол вправо или влево и что при отклонении оси вправо закривление линии движения будет направлено также вправо, и наоборот. Следовательно, для перемены направления движения (и ребра конька) нужно только переместить центр тяжести с одной стороны точки опоры на другую — тогда все тело перейдет в новую поверхность движения. Для осуществления этого достаточно прибегнуть к умеренно энергичному соответственному перемещению каких-либо частных центров тяжести, например, свободной ноги или плеч; иногда, в более сложных случаях, это облегчается встречным перемещением точки опоры (крюк, выкрюк).

На практике перемена направления и производится обыкновенно двумя приемами:
1.       Работой корпуса, который скручивается постепенно, во время инертного скольжения по первой дуге, в сторону закривления этой дуги, отчего все тело принимает так называемое «предварительное положение» данной перетяжки, всегда несколько напряженное, собранное и потому неудобное, которое в нужный момент (в школьных фигурах около продольной оси) разрешается легким вращением корпуса в обратном направлении одновременно с махом свободной ноги, составляющим второй прием.

2.       Махом свободной ноги по направлению движения и слегка в сторону закривления второй дуги и обратно в исходное положение или даже дальше против движения; этот прием ведет к перемене направления, потому что он сопровождается поворотом таза в тазобедренном суставе опорной ноги; если исходное положение его при движении по дуге было близкое к тангенциальному (как, например, на наружных дугах), то, ставя его теперь поперек поверхности движения, мы смещаем центр тяжести тела в сторону свободной ноги и облегчаем перемену. Если, наоборот, положение таза до перемены направления было поперек поверхности конуса (как, например, на внутренних дугах), то при обратном махе ногой мы ставим таз в тангенциальное положение, опять-таки смещая этим центр тяжести в сторону нового закривления. Оттого-то начинающие и самоучки стараются подходить к перетяжке «вперед внутрь» с уже вынесенной вперед свободной ногой, чтобы затем махом ее назад и поворотом таза в тангенциальное положение легче переместить центр тяжести через точку опоры. Оттого-то перемена направления на ходу «назад внутрь» самая трудная, так как таз здесь все время остается почти в одном поперечном положении.

Но восьмеркообразное построение фигур вызывает необходимость усиления хода при переменах направления в таких размерах, чтобы его хватило еще на целый круг, который должен быть не меньше определенной величины, а именно не меньше первого круга. Поэтому описанный мах свободной ноги приобретает здесь и другое, чисто локомоторное значение, и соответственно этому получает широкую амплитуду и максимальные напряжение и скорость; это движение мы уже разобрали в IV гл. этой части; обратный мах ноги не меняет дела.

Однако этого приема оказывается иногда недостаточно для получения надлежащего хода. В параграфах, где фигурист подходит к перетяжке вскоре после толчка, пробежав инертно едва полкруга, можно и должно ограничиваться для усиления хода только махом ноги; но в крюках и выкрюках, где ход до известной степени затрудняется сложной переменой фронта и направления, а также, и главным образом, в восьмерках приходится прибегать еще к другому и наиболее мощному средству — к отталкиванию ото льда опорной ногой без отрыва ее от последнего. Это возможно лишь при наклонном положении тела перед самой переменой направления и при некотором перенесении центра тяжести вперед точки опоры: энергичное вытягивание (разгибание), предварительно глубоко согнутой ноги (или, как говорят фигуристы, «мягкого колена»), резко, но длительно нажимает на лед и толкает центр тяжести С с силой Р в направлении оси равновесия АС (рис. 120). Построив параллелограмм сил, мы можем разложить силу Р на две — Р1 и Р2, из коих первая направлена вертикально вверх и сполна нейтрализуется силой тяжести тела, а вторая толкает его горизонтально в направлении близком к поперечной оси фигуры. Складываясь с остаточным ходом Р3 (рис. 121), эта сила дает равнодействующую P4 в направлении линии движения перетяжки.

Само собой понятно, что этот прием должен применяться одновременно и вполне согласованно с махом свободной ноги, и, по существу, эти два соединенные приема — те самые, что были рассмотрены нами в IV гл. этой части — мах свободной ноги плюс нажим опорной; но и форма этих движений, и их характер существенно отличаются от тех, потому что здесь они теснее увязаны с движениями, относящимися ко II, а иногда и к III группе; и эта совокупность движений кроме усиления хода стремится еще и к перемене направления, а в более сложных случаях еще сверх того и к перемене фронта; поэтому, в целом, это один из наиболее сложных комплексов движений. Различие в форме работы свободной ноги заключается в направлении маха ее слегка в сторону нового закривления и в обратном махе; форма движения опорной ноги отличается: 1) большей амплитудой, 2) новым сгибанием до исходного положения тотчас после полного разгибания и 3) тем, что в момент полного вытягивания, когда нажим уже закончен, она стремится силою мышц закривить линию скольжения и Тем облегчить и ускорить пересечение ее с проекцией пути центра тяжести. Характер и маха свободной ноги, и нажима опорной отличается большей силой.

В тех случаях, когда перемена направления совпадает с переменой ноги, возможен выбор в известных пределах новой точки опоры; поэтому перемена направления производится здесь без всякого труда, в особенности на внутренних ходах; на наружных же, где еще перед толчком центр тяжести должен пройти над точкой опоры для того, чтобы толчок мог быть дан внутренним ребром конька, приходится резким закривлением конца дуги поставить конек на мгновение поперек движения и таким образом задержать точку опоры на это мгновение на месте.

В школьном катании каждый переход на другую ногу связан с переменой направления. Вращение корпуса по закривлению дуги в простом голландском шаге может быть рассматриваемо как принятие предварительного положения для такой перемены направления.