Перетяжка

S

Перетяжкой следовало бы назвать собственно движение, сопровождающее перемену направления пути конька, но этот термин упрочился за самой фигурой, которая при этом получается; линия ее напоминает латинскую букву S (рис. 226) и состоит из двух голландских шагов или дуг, соединенных между собой коротким переходом закривления с одной стороны на другую; этот-то переход и носит название перетяжки в узком значении слова; более широко под этим названием подразумевается школьная фигура, иначе называемая параграфом (рис. 224).

Рисунок параграфа должен удовлетворять следующим условиям:
1)       наличие двух осей симметрии аа и bb (рис. 224);
2)       круглые линии, без углов перед переходами и без вогнутостей;
3)       самые переходы (перетяжки) мягки и постепенны, без угловатостей;
4)       перемена ребра происходит на продольной оси;
5)       все три круга одинаковой величины;
6)       все три круга вполне закончены; каждый конец подводится вплотную к месту перемены ребра.

Таким образом в идеальной форме фигура имеет вид трех сложенных кругов, которых центры лежат на одной прямой. Название «параграф» здесь уже не вполне подходит— оно перешло к нам из тех времен, когда перетяжки исполнялись в несколько иной форме, действительно напоминавшей знак параграфа (рис. 225).

Перетяжка, как элемент фигурного катания, имеет чрезвычайно важное значение потому, что от правильного исполнения ее часто вполне зависит правильность и следующего за ней элемента сложной фигуры. Поэтому, в интересах изучения последующих комбинаций, необходимо педантически правильно изучить все перетяжки, иначе самая возможность исполнения таких фигур, как, например, восьмерка с петлями, может оказаться исключенной. Всякую перетяжку, как фигуру весьма распространенную в комбинациях, надо делать так, чтобы после нее легко было исполнить всякую другую фигуру, например тройку, петлю, скобку. Следовательно, тотчас после перемены ребра все тело должно иметь точно такое положение, как после обыкновенного толчка в начале голландского шага, составляющего первую часть и тройки, и петли, и скобки.

Для этого надо, чтобы на самой перетяжке все части тела двигались, по возможности, именно так, как при начале дуги толчком (конечно за исключением свободной ноги, которая здесь не касается льда); с этой целью принимаются перед каждой перетяжкой так наз. предварительные положения, во время прохождения первой полудуги корпус постепенно поворачивается далеко по ее закривлению, чтобы в момент перемены направления быть в положении начала новой дуги (рис. 226); на передних ходах он должен лишь очень мало вращаться обратно в момент перетяжки; в задних же ходах такое вращение корпуса несколько более значительно.

Рис. 226. Последовательные положения корпуса в I1S.

Само переложение центра тяжести на другую сторону точки опоры достигается едва заметным изгибом корпуса в талии в направлении, поперечном к линии движения.

Важную роль играет здесь и свободная нога: энергичным движением вперед и назад над линией фигуры она дает новый ход и, поворачивая бедра в новую поверхность движения, способствует переложению центра тяжести тела на другую сторону точки опоры.

Не менее важна роль опорной ноги: выпрямляясь на перетяжке и тотчас снова сгибаясь, она также дает новый ход и сообщает движению мягкость и уверенность.