Петля

П

Форма этой фигуры достаточно определяется ее названием.

В школьном катании петли, как основные фигуры, исполняются всегда в форме восьмерки (рис. 254), с простыми переходами на другую ногу; при этом требуется самой петле придать продолговатую (а не круглую) форму, но без острого угла на середине ее; обе петли должны лежать на продольной оси возможно симметричнее, равно и вся восьмерка должна быть правильной формы, а вторые дуги каждой полуфигуры — по возможности не короче первых.

Из основных фигур петля — самая трудная. Лиц, совершенно еще не умеющих сделать петлю, мы отошлем к гл. VIII разд. 2 ч. II этой книги.

Для правильного же исполнения школьной петли укажем здесь сперва те условия, которые общи для всех четырех ходов ее.

1.       Фигура начинается, как голландский шаг, но с большим наклоном тела, с большей кривизной дуги и меньшей силой; вообще всегда в гораздо меньшем размере.

Последнее обусловливается тем, что выезд из петли, т. е. вторая дуга фигуры, имеет всегда ограниченный размер, так как ход для этой дуги получается из небольшого остатка хода первой дуги, увеличенного только легким вытягиванием колена опорной и вынесением свободной ноги; оба эти приема не имеют здесь той силы, как в перетяжке. Остаток же хода первой дуги непременно очень мал, так как для выполнения петли поступательное движение тела должно почти прекратиться.

Соответственно большей кривизне дуги, и корпусу придается с самого начала несколько более быстрое вращение, чем в простом голландском шаге; тем не менее не надо забывать 2-е правило:
2.       Корпус должен начинать энергичное более быстрое скручивание не ранее как при достижении предела движения по спирали (см. теорию петли), иначе петля будет нечистая, соскобленная, с острым углом, а то и вовсе не выйдет, превратившись в «колпачок» (рис. 255). Яснее для исполнителя это правило можно выразить так: «делать петлю позже».

3.       Опорная нога в начале фигуры с очень согнутым коленом, которое выпрямляется только на выезде, т. е. когда самая петля уже выписана.

4.       Свободная нога на первой дуге обязательно внутри следа — линия должна сильнее закривляться: во время самой петли, но не раньше, чем вращением корпуса будет описано на льду больше половины ее,— свободная нога выносится энергично в сторону движения тела, т. е. вперед или назад, и притом так, чтобы путь ее лежал, по возможности, дальше от опорной ноги на наружных ходах и возможно ближе к ней — на внутренних. На второй дуге свободная нога остается обязательно снаружи следа фигуры, иначе выезд закручивается и уменьшается, вообще теряется должное направление.

5.       Кроме того, на всех петлях надо твердо помнить правило: спину держать прямо, на дуге перед петлей сильнее наклоняться вперед (на задних ходах — назад) корпусом, уравновешивая этот наклон большим отбросом свободной ноги назад (вперед); а во время самой петли почти выпрямляться (ср. рис. 251 и 258). Это требование вытекает из необходимости наибольшего совпадения с поверхностью движения, которая здесь сильно закривляется к петле, и если в этот момент не выпрямиться, то свободная нога и голова выйдут из поверхности движения, вращение туловища станет неправильным, и фигура не выйдет.