Постановка тела и общий характер телодвижений

Выражение «правильная постановка» имеет у нас, к сожалению, двоякое значение: с одной стороны, под этим понимают технически верное относительное размещение отдельных сегментов тела, а с другой — красивую, пластичную позу конькобежца во время катания. Особого термина для обозначения этого последнего понятия не существует; употребляемое некоторыми слово «осанка» не отвечает этому понятию, ибо оно означает преимущественно манеру: держать голову, плечи, стан — и только. Нельзя себе предоставить, что недостаточно выворотный носок ноги портит вашу осанку. До сих пор на практике у нас прибегали к немецкому слову «Haltung»; но давно пора уже освободиться от раболепства перед иностранщиной. Изучать и знать ее нужно, но копировать и подражать как правило не следует. Поэтому мы условимся, что в дальнейшем для краткости будем называть технически верную постановку «правильной постановкой», а эстетически верную — «красивой» или «пластичной».

Смешной предрассудок, будто бы правильный след можно сделать лишь в красивой постановке — давно оставлен, и теперь уже никто не сомневается, что технически верная постановка и красивая постановка — далеко не одно и то же, и что очень просто можно положить безукоризненный след, держась при этом уродливо, и, наоборот, в самых элегантных позах можно не суметь сделать простой восьмерки голландского шага. Но, действительно, очень часто требования эстетики совпадают с требованиями механики, например, прямое естественное положение как стана, так и головы удовлетворяет и ту и другую стороны; и во всяком случае эти два понятия так тесно между собой связаны, что в этом разделе, посвященном теории техники катания, вовсе не будет неуместным рассмотреть и эстетическую сторону постановки и движений.

Точное установление правил красивой постановки в фигурном катании было бы большим педантизмом. Бесконечные индивидуальные особенности сложения, темперамента и общей физической подготовленности, наконец личного вкуса — категорически требуют здесь широкого простора для выбора, и мы можем дать здесь лишь самые общие указания.

Основные признаки красивой постановки — это, по нашему представлению, прежде всего полная естественность, свобода и непринужденность, отсутствие всякой манерной искусственности, позы и напряженности. Кроме того, чрезвычайно важны красивые линии в контурах движущегося тела конькобежца. Линии эти должны быть чужды всякой угловатости и резкой изломанности; ласкающую глаз мягкость и симметрию их с первого взгляда распознает каждый, одаренный здоровым, не извращенным вкусом. Даже на грубых схемах (см. рис. 136) читатель может в этом убедиться.

Рис. 137. Слишком согнутое, повешенное колено, невытянутый носок.

Рис. 138. Опущенная голова, невытянутый носок.

К этому можно добавить лишь следующее. Держаться надо прямо, без перегибов в стороны, наклон корпуса вперед или назад — в зависимости от положения свободной ноги — обязателен для. уравновешивания ее тяжести;  свободная нога, откинутая назад, не должна составлять со спиной исходящего угла; а когда она вынесена вперед, спина не должна составлять исходящего угла с опорной. Вообще свободная нога откидывается назад далеко, но не слишком высоко надо льдом, все же не касаясь его коньком, с коленом лишь немного согнутым (по впечатлению зрителя; а по субъективному ощущению конькобежца — совершенно, но без напряжения, вытянутым) и направленным вбок, носок повернут наружу и вытянут; стопу свободной ноги здесь надо держать так, чтобы при взгляде спереди она прикрывала собой конек. Когда же свободная нога находится впереди опорной, то обе стопы должны быть почти в одной плоскости, и носок свободной ноги может быть повернут наружу лишь очень немного. В этом положении сгибание колена свободной ноги очень некрасиво. При положении свободной ноги спереди — тяжесть ее должна уравновешиваться отклонением назад корпуса (плеч), а не таза. Опорная нога всегда с «мягким коленом», т. е. присогнута, но в произвольном катании иногда допускается и полное вытягивание ее до вогнутости колена.

Руки не следует поднимать много выше пояса, не нужно отставлять локти, сжимать кулаки и расставлять пальцы; лучше всего держать руки естественно и свободно опущенными и придавать им движения, соответствующие исполняемым переходам, однако без резких взмахов.

По положению рук различаются постановка «замкнутая», когда одна рука откинута назад и в сторону, а другая находится перед грудью (рис. 243), и «открытая», когда обе руки отнесены слегка в разные стороны и грудь свободна (рис. 139). Последняя постановка предпочтительнее. Положение же обеих рук одновременно впереди тела чрезвычайно некрасиво и должно быть отнесено к грубым ошибкам.

Голову следует держать прямо, не опуская подбородка; смотреть нужно всегда в направлении движения и не на лед, а вдаль. Плечи должны быть развернуты, лопатки сдвинуты к позвоночнику. Такая постановка, кроме хорошего внешнего впечатления, создает  благоприятные условия для дыхания.

В произвольном катании, где применяется гораздо более быстрый ход, постановка тела может быть, конечно, еще много более свободной: соответственно быстроте хода естественно растут и всевозможные наклоны тела, и амплитуды махов и подъемов свободной ноги (рис. 139 и 143).

Разберите достоинства и недостатки этих постановок.

Рис. 143. Соня Гели на спирали.

Наибольшую трудность представляет для многих выворотность колена и носка свободной ноги сзади, а также правильное держание таза. Дело в том, что хотя функция вращения бедра наружу принадлежит чуть ли не восьми мышцами газа, но это вращение задерживается одной из самых мощных связок человеческого тела — подвздошно-бедренной связкой Бертини. При крепости ее, способной выдержать пятикратную тяжесть тела, нужна большая гимнастическая работа, чтобы дать бедру достаточную подвижность вращения.

Эта же связка Бертини очень часто мешает и свободному сгибанию бедра назад до горизонтального положения, несмотря на огромную силу ягодичных мышц; и здесь также приходится прибегать к специальной гимнастике для растяжимости связки и мышц-антагонистов сгибателей бедра вперед, чтобы в таком отбросе свободной ноги не было заметно никакой напряженности.

Еще большие трудности встречаются в правильном держании таза без излишнего наклона его вперед, ведущего к выпячиванию назад данной области тела. Выводы о красоте такого наклона читатель может сделать самостоятельно. Но здесь дело обстоит гораздо хуже, чем с бедром. Естественное положение таза при вертикальной постановке тела уже значительно наклонно вперед: плоскость входа в малый таз образует с горизонтальной плоскостью открытый назад угол около 60°, но степень этого наклона у разных индивидуумов изменяется в довольно широких пределах — от 45 до 65°.

Телодвижения фигуриста должны быть закончены в своих амплитудах, не отрывисты и очищены от впечатления тяжелой работы. Легкость и эластичность, максимальная уверенность даже на самых трудных переходах на большом ходу, а главное — полное отсутствие лишних, ненужных движений — составляют неотъемлемую принадлежность настоящих мастеров катания: и красивая постановка, - и все их телодвижения, как бы шутя исполняющие труднейшие упражнения, внушают некатающемуся зрителю твердое убеждение, что ему стоит только надеть коньки — и все виденное будет тотчас воспроизведено им без всякого труда.

У читателя естественно может возникнуть вопрос — какие же телодвижения следует признавать лишними. Самый поверхностный анализ телодвижений фигуриста, изложенный нами в главе II данного раздела, дает вполне достаточный материал для обоснованного суждения об этом.

Одно из необходимых средств для достижения хорошего впечатления — это постоянная и в высшей степени эластичная. сгибательно-разгибательная работа опорной ноги. У настоящего мастера, особенно в произвольном катании, угол между голенью и бедром нй минуты не остается постоянным, нога все время пружинит, «играет» в ритм музыки, « влияет не только на общее впечатление у зрителя, но и на уверенность катания, потому что сильно расширяет и локомоторные и чисто технические возможности фигуриста. Потому-то в последнее время в зарубежной технике главный упор в произвольном катании поставлен на музыку и ее ритмы.

С вопросом о красивой постановке и общем характере телодвижений, поскольку здесь идет речь о красоте, о художественности впечатления на зрителя, теснейше связаны два момента: угол наклона оси равновесия ко льду и контрасты статики и динамики в произвольном катании.

Чем больше общий наклон конькобежца ко льду во время катания, тем больше жизни в его исполнении, тем более чарует нас зрелище такого катания. То же самое нужно сказать о контрастах: чередование быстрых, неожиданных, блестящих переходов и телодвижений с абсолютной неподвижностью тела, как бы застывшего на стремительном скольжении по дуге или на внезапной остановке, образует изумительное сплетение противоположностей, сливающееся в одно прекрасное целое, и создает невыразимо привлекательное зрелище.

Это заставляет нас заботиться, во-первых, о соответствующих радиусах кривизны коньков, и, во-вторых, о пуантировке произвольного катания во время его тренинга, о чем будет сказано в своем месте.

Говоря о красоте постановок и движений, нельзя не остановиться на спорном вопросе о так наз. «единой технике» в школьном катании. Под этим выражением сторонники этой последней разумеют полную аналогию и геометрическую правильность движений отдельных частей тела, например, свободной ноги, во всех фигурах, независимо от хода, которым они исполняются. Например, в голландских шагах вперед на первой половине дуги свободная нога — сзади; на второй половине — спереди, вынос совершается на оси. На задних ходах, наоборот, свободная нога на первой полудуге—спереди, на второй — сзади. Соответственно этому на всех тройках свободная нога остается в первоначальном положении в течение всей фигуры на данной ноге, т. е. на передних ходах — сзади, на задних — спереди и т. д.

Обоснование подобных требований у сторонников этой системы носит чисто формальный характер; если им нельзя отказать в известной механической последовательности, так ведь нельзя же забывать и об эстетической стороне в фигурном катании, а она от такой системы сильно страдает. Дело в том, что положение тела в I и во И позициях, без всякого сомнения, более свойственны человеку, более естественны и потому более красивы, нежели постановки с вынесенной вперед свободной ногой; а из этого следует, что там, где это технически возможно, следует пользоваться преимущественно I и II позициями. Это предусмотрено и советскими правилами, и международными: «свободная нога обыкновенно держится позади занятой, но может, кроме того, делать свободно взмахи и поддерживать телодвижения» (§ 89 правил МСК 1935 г.). Поэтому мы считаем, что требования «единой техники» являются слишком педантичными и идут в разрез с эстетикой катания, а потому и не заслуживают применения.