II. Построение фигур и правильность их рисунка

Сложные фигуры получаются через последовательное комбинирование основных в любом числе и порядке по принципу теории соединений. Однако во избежание чрезмерной сложности обычно ограничиваются тремя элементами (кроме связующих их дуг) или даже двумя, из коих один повторяется в первой и в последней части. Но в интересах равномерного развития тела каждая простая или сложная фигура (по крайней мере в учебно-тренировочном разделе упражнений) должна исполняться попеременно на той и другой ноге. А в интересах красоты рисунка на льду он должен: 1) иметь геометрически правильную симметричную форму и 2) быть четко, ясно и контрастно выгравирован белыми чертами по более темному льду путем неоднократного повторения по одному и тому же месту; это отвечает и требованиям совершенно точного овладения техникой скольжения по любым возможным путям.

Отсюда вытекает необходимость замыкать фигуру, т. е. подводить конец ее к исходной ее точке. К этому же приводит и самая первоначальная практика фигурного катания, так как при продленном скольжении по кривой на одной ноге линия скольжения сама собой приобретает кольцеобразную форму, и переход на другую ногу совершается приблизительно там же, где начала скользить по дуге первая. А так как переход на другую ногу для повторения фигуры тем же ходом (например, вперед наружу) неизбежно связан и с переменой направления, то по исполнении такой фигуры на обеих ногах попеременно получаются два кольца, начала и концы которых лежат приблизительно в одном месте. Таким образом фигура на льду приобретает типичную для фигурного катания форму восьмерки. Перетяжка и ее комбинации, будучи закончены на одной ноге, уже представляют собою ту же восьмерку; в этом случае повторение фигуры на другой ноге не дает нового рисунка на льду, но повторяет его по тому же месту. Но так как восьмерка на одной ноге представляет собой уже сложную фигуру (полный круг плюс перетяжка плюс полный круг) значительной трудности, то необходимость построить более простое и легкое упражнение приводит к форме неполной восьмерки для каждой ноги; при исполнении последовательно на обеих ногах эти неполные восьмерки складываются в так называемый параграф.*

Таким образом мы имеем три видоизменения типичной восьмерки: 1) простейшая форма фигуры для каждой ноги в виде кольца — полу восьмерка; 2) более сложная форма параграфа в виде неполной (8/4) восьмерки; 3) наиболее полная форма восьмерки на каждой ноге (см. таблицу в гл. III этого раздела).

Выше мы показали необходимость геометрической правильности и симметричности в фигурах, а также четкого гравирования их на льду. Правильный рисунок фигуры на льду должен удовлетворять следующим условиям:
1.       Наличие продольной и поперечной осей симметрии. Продольной осью называется линия, проведенная через середину восьмерки по ее длине (рис. 110,аа), и делящая ее на две одинаковые части. Поперечная ось перпендикулярна первой и также делит фигуру на две одинаковые части (рис. 110,bb).

2.       Симметричное расположение отдельных частей фигуры относительно осей.

3.       Дуги как в отдельности, так и в комбинациях, имеют ровную кривизну, без вогнутостей и волнистости.

4.       Линии всех фигур должны быть вполне заключены, т. е. концы подведены как можно ближе к началу и до соприкосновения с поперечной осью фигуры.

5.       В тройке — точка поворота лежит на продольной оси; второе колено фигуры (после поворота) такой же длины, как и первое.

6.       В кольцеобразных комбинациях из двух основных фигур, как например в двукратных тройках, двукратных скобках, двукратных петлях, в тройке с петлей, скобке с петлей и т. п.,   средняя дуга между элементами пересекает продольную ось под прямым углом, рассекается ею на две равные части и имеет в целом такую же длину, как и две остальные.

7.       Петли могут быть различной формы от совершенно круглой до длинной, но без угла. По ныне действующим правилам международного стиля правильной считается петля продолговатая. Продольный ее диаметр совпадает с продольной осью фигуры. Вторая дуга (выезд) такой же приблизительно длины, как первая.

8.       Перетяжка — с мягким постепенным переходом без угла, перемена ребра лежит на продольной оси, а в полной восьмерке, сверх того, близ начальной точки фигуры. К этой же точке подводится и конец второй части восьмерки, обе части приблизительно одинакового размера.

9.       Крюк и выкрюк—без перемены ребра, поворот — на продольной оси, острия направлены по ней же.

10.     Скобка — без перемены ребра до и после поворота, острие лежит на продольной оси и по ней направлено, первая и вторая дуга одинаковой длины.

Что касается ясного гравирования фигуры посредством многократного повторения ее по тому же месту, то при хорошем овладении техникой, когда повторный след ложится на всем протяжении линии не далее 10 см от первого, достаточно бывает троекратного повторения, чтобы на льду остался ясно видимый рисунок фигуры.

* В немецкой литературе и практике «параграфами» неправильно называются сложные восьмерки: с тройками, с двукратными тройками, с петлями и со скобками.