Программа школьного катания

Школа представляется наиболее трудным отделом искусства катания на коньках; трудность эта обусловливается теми рамками, в которые поставлено школьное катание, и весьма определенными требованиями, предъявляемыми здесь к конькобежцу: во-первых, он должен исполнять фигуры не по собственному выбору, а по заданному рисунку; далее, рисунок этот он обязан делать не так, как ему удобнее, а по известным правилам, которые часто придают, на первый взгляд, простой фигуре едва одолимую трудность, как, например, требование делать крюки без перемены ребра или восьмерки со скобками без угла на перетяжке.

Школьную фигуру можно начинать только с места, т. е. одним отталкиванием конька из стоячего положения на одной ноге, которая и дает этот толчок. Малейший дополнительный шаг считается разбегом и аннулирует фигуру.

В настоящее время школой для нас служит та же самая программа фигур, которая принята и буржуазным международным союзом конькобежцев и помещена в гл. III ч. II этой книги. Она заключает в себе всего 17 рисунков, которые при исполнении их всеми четырьмя ходами и при условии употребления только простых * переходов на другую ногу дали бы 68 фигур; в современную школу совершенно не вошли переменные переходы, за исключением лишь одного — с внутреннего хода назад на наружный вперед, примененного лишь дважды в одной фигуре, именно в тройке. Поэтому число фигур равно 69. Из них лишь 13 исполняются на обеих ногах вполне симметрично, начиная всегда с правой ноги и повторяя затем на левой точно то же самое (№№ 1, 2, 3, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17); все же остальные, заключая в себе перемену направления или фронта, при обязательном употреблении исключительно простых переходов исполняются так, что правая нога начинает фигуру одним ходом, а левая другим, и именно тем, которым шла правая в конце фигуры; следовательно, все такие фигуры состоят из двух неодинаковых по исполнению частей, и для того, чтобы дать обеим ногам совершенно одинаковую равномерную работу, необходимо проделать такую фигуру дважды: сперва начиная с правой ноги одним ходом, продолжая на левой другим, а потом — с левой ноги опять первым ходом, продолжая на правой вторым. Число фигур этим не увеличивается, так  как при таком повторении исчерпываются два хода.

Каждая такая пара несимметричных фигур соединена в школе под одним номером, почему в ней и имеется номеров только 41; правое же и левое видоизменения одной фигуры обозначается буквами а и б. Для соревнований эти видоизменения никогда не назначаются порознь, но всегда парами — а и б вместе.

Для каждой школьной фигуры выработан особый коэффициент, обозначающий относительную трудность ее. Наименьшая трудность обозначена цифрой 1, наивысшая цифрой 5. Цифры эти имеют большое значение в соревнованиях, так как они служат множителями для полученных конкурентами баллов и, таким образом, дают преимущество конькобежцу, победившему в более трудных фигурах.

* Простым переходом на другую ногу называется такой, где нет изменения хода; например, правая нога идет перед переходом вперед наружу и левая после перехода идет тоже вперед наружу. Если бы левая нога после перехода шла другим ходом, например назад внутрь, то это был бы переход переменный.