Что требуется от произвольного катания и элементы его

Произвольное катание — самая интересная для зрителя часть нашего спорта. В нем наиболее ясно выступают требования, предъявляемые к каждому фигуристу в отношении пластики и красоты движений. В противовес школе, здесь каждому предоставлен полный простор в выборе фигур, в их комбинировании и исполнении; а потому фигуристу есть возможность блеснуть своей собственной программой, своим творчеством и вполне выказать свои способности и искусство. Разнообразие фигур, часто весьма эффектных, большая возможность красивого исполнения вследствие свободы выбора фигур, наконец большая понятность многих произвольных фигур, где рисунок не играет первенствующей роли, делают произвольное катание излюбленным зрелищем публики.

К произвольному катанию, продолжительность которого определяется обыкновенно в 3, 4 или 5 минут, предъявляются следующие требования: 1) программа его должна быть составлена из трудных и разнообразных фигур; 2) исполнение ее прежде всего должно быть связано с красивой, пластичной постановкой всех частей тела; кроме того вся программа должна быть скомпонована художественно, со вкусом расположена по ледяной площадке, выполнена связно, контрастно и музыкально, с движениями уверенными и непринужденными. Под связным исполнением программы разумеется катание без остановок и лишних шагов между отдельными фигурами, но с непосредственными переходами из одной фигуры в другую. Уверенное исполнение вырабатывается надлежащей тренировкой, а красота постановки и движений — дело вкуса каждого исполнителя и его инструктора; указать здесь какие-либо определенные правила невозможно, но необходимо отметить, что всякие крайности в манере катания почти никогда не достигают цели: ни чрезмерная театральность поз, ни излишняя сухость движений не дадут благоприятного впечатления. Чувство меры должно играть здесь главную роль.

Произвольное катание составляется обыкновенно из восьми элементов;
1.       Всевозможные переходы (шаги) с одной ноги на другую.

2.       Ритмические группы таких шагов (обычно трехшажные).

3.       Элементы школьного катания.

4.       Фигуры с разбегом.

5.       Фигуры на двух ногах — змейки.

6.       Циркули.

7.       Пируэты.

8.       Прыжки.

Все эти элементы служат материалом для так наз. комбинаций, которые, включая в себя один или несколько элементов, связывают их между собой в нечто целое, называемое произвольной фигурой. Элементы, указанные в пп. 1, 2 и 3, употребляются только в связи друг с другом, часто принимая форму танца, тогда как остальные (пп. 4—8) могут исполняться и в связи с другими, и вполне самостоятельно, как отдельные звенья программы.

Такая классификация элементов произвольного катания с чисто теоретической точки зрения конечно не выдерживает критики, так как здесь получается, что один элемент, например, переход или школьная основная фигура, может входить в состав другого, например, фигуры с разбегом, прыжка, пируэта. Но мы придерживаемся все же этой классификации в интересах практики построения фигур и их изучения.

Каждый из этих элементов вовсе не обязателен для всякого фигуриста, но, понятно, что чем больше элементов входит в программу, тем она разнообразнее. Может быть, кто-нибудь выдумает еще новый тип фигур, — от этого его программа только выиграет.

О том, как составляется программа из названных элементов, мы поговорим потом, а теперь обратимся к рассмотрению самых фигур.