Прыжки

Прыжки занимают в произвольном катании видное место, так как они очень оживляют и разнообразят его, вносят в него больше эффекта; но не должно включать их в программу в изобилии, так как прыжки по существу своему очень заметны, и при малейшем избытке их программа покажется односторонней. Поэтому два—три хороших прыжка совершенно достаточны.

Прыжки принадлежат к числу фигур, которые хороши только в безукоризненном исполнении. Главное свойство хорошего прыжка — его мягкость и легкость (балон); составляя по большей части врожденную способность отдельных лиц, эти качества до некоторой степени все же могут быть приобретены специальной гимнастикой и настойчивым упражнением на льду, причем наибольшее внимание следует обращать на сильное сгибание опорной ноги перед прыжком, чтобы плавнее и сильнее оттолкнуться ото льда; такое же сгибание колена после прыжка служит для того, чтобы тело опускалось на лед без резкого толчка, как можно эластичнее. Только при этих условиях прыжок может быть красив; сверх того, он должен быть исполнен совершенно уверенно, смело, свободно,— так, чтобы в положении тела, когда оно на воздухе, не было заметно никакого опасения упасть или ожидания толчка, что выражается обыкновенно подобранными плечами и втянутой в них шеей: поза должна быть совершенно непринужденной.

Прыжки бывают двух родов: 1) исполняемые на одной ноге и 2) с переменой ноги во время прыжка.

Прыжки на одной ноге могут быть сделаны соответственно тройке, скобке, крюку, выкрюку и петле таким образом, что первая и последняя дуги названных фигур описываются коньком на льду, а самый поворот происходит в воздухе во время прыжка, как показано пунктиром на рис. 401—405.

Рис. 399 и 400 Прыжки шпагатом.

Некоторые из этих прыжков представляют значительную ценность для комбинаций, но все они нетрудны. Исключением является прыжок петли, где тело делает полный оборот в воздухе. Делают его так: I2T3 и прыжок с целым оборотом влево на I3.

Прыжки с переменой ноги делаются так же, как и вышеописанные, но здесь достигается большая высота прыжка, так как может быть лучше использован мах свободной ноги. Эти прыжки труднее, но зато и гораздо эффектнее первых. Тех и других теоретически может быть по двадцати, соответственно четырем ходам каждой из пяти фигур; но не все из них удобоисполнимы.

Простейшие прыжки с переменой ноги, отвечающие тройкам вперед наружу и внутрь, очень употребительны, главным образом для перехода после разбега на спирали назад. Для наружной спирали делается прыжок тройки 1Т, так наз. «испанский», который можно делать очень высоко и с большим размахом.

Для внутренней спирали назад берется прыжок, отвечающий тройке 2Т, причем свободная нога во время прыжка выносится вперед, как бы переступая, подобно переменному переходу рис. 205. Этот прыжок также может быть очень высоким.

Тройке назад внутрь соответствует очень красивый прыжок, эффект и трудность которого заключается в том, что тело должно сделать в воздухе почти полный оборот вокруг своей оси. Прыжок тройки 3Т, наоборот, вовсе не сопряжен с поворотом тела и потому неинтересен.

Из прыжков, соответствующих другим фигурам, хорош прыжок крюка назад внутрь, обыкновенно он исполняется тотчас после прыжка тройки 2Т, что описано подробнее в следующей главе.

Интересен прыжок петли назад наружу. Чтобы сделать его чисто, надо начать назад наружу с некоторого хода (например после крюка вперед наружу, рис. 406), перейти на другую ногу назад наружу непременно «подкладкой», чтобы придать корпусу более сильное вращение в сторону желаемого прыжка; далее, идя на наружном ребре назад и держа свободную ногу спереди (как перед петлей), прыгать так, чтобы сделать полный оборот в воздухе и опуститься на внутреннее ребро другой ноги задним же ходом. Очень хорошо делать этот прыжок в какой-нибудь комбинации так, чтобы он повторился на каждой ноге.

Еще лучше выглядит вариант этого прыжка, в котором вместо «подкладки» после хода назад наружу свободная нога сильно ударяет в лед носком, так что прыжок фактически дается с обеих ног, хотя и кажется сделанным с одной.

Этот прыжок еще больше выигрывает, если после удара носком и полного оборота приземлиться на ту же ногу. Венцы называют его прыжком Лутца *, который делал его так: I3 — удар носком левой ноги сзади и прыжок с полным оборотом вправо на Н3. Для чистого исполнения его необходимо на первой дуге I3 скрутить корпус по закривлению в сильную I позицию, с сильным нажимом на лед, как в перетяжке, закрутить корпус обратно и в этот момент ударять носком и прыгать. Все подготовительное движение перед прыжком напоминает выкрюк I3.

Не менее хорош прыжок петли назад внутрь, известный у нас под названием прыжка Торэна ** .  Он делается с некоторого разбега, первый шаг — вперед наружу, потом переступание наружу — тройка и с внутреннего хода назад—прыжок с полным оборотом на наружное ребро назад (рис. 407). При исполнении этого прыжка нужно обращать главное внимание на то, чтобы прыгнуть как можно выше, иначе не хватит времени для полного оборота в воздухе; а для этого надо, во-первых, сильнее сгибать колено перед прыжком и, во-вторых, отталкиваться серединой конька, но отнюдь не носком. При недостаточной высоте прыжка тело не довертывается до полного оборота, и конек попадает на лед ребром поперек движения, что влечет за собой неминуемое падение.

Укажем еще на несколько прыжков, которые по справедливости нужно назвать виртуозными.

Первый из них — прыжок норвежского конькобежца Акселя Паульсена (рис. 408), впервые показанный им на международном состязании в Вене в 1882 г. Он соответствует петле с тройкой, начатой вперед наружу, исполняется в переменой ноги и производит поражающее впечатление на зрителя благодаря полуторному обороту в воздухе. Паульсен делал его с разгона и прыгал далеко в длину.

Вся соль этого прыжка в том, чтобы сделать его легко и опуститься на одну ногу, прямо на наружное ребро задним ходом. Другой подобный же прыжок показал чемпион мира Гильберт Фукс в 1896—1908 гг. Он делал его с одного шага вперед наружу, как бы готовясь к волчку (см. пируэты), следовательно с небольшого хода, так что самый прыжок выходил на месте. Если прыжок Паульсена отвечает петле с тройкой, то этот прыжок есть перепрыгнутый пируэт. Это подтверждается тем, что Фукс после прыжка оставался стоять на той точке льда, на которую приземлился, и, пользуясь сильным вращением корпуса во время прыжка, тотчас продолжал его в низкий пируэт назад наружу на одной ноге, именно на той самой, на которую прыгнул. Фигура эта поражала зрителей точностью, уверенностью и легкостью—настоящим искусством. Паульсен же, исполняя свой прыжок с хорошего хода, производил сильное впечатление не столько искусством, сколько отчаянностью этой фигуры; при этом он пользовался своим тяжелым, массивным коньком типа Дж. Гейнса, как маховиком, стремительно пуская свободную ногу кругом тела. Теперь прыжок Фукса, как говорят, делают уже с 2,5 оборота в воздухе (Шэфер).

Вреде (Вена) прыгает с хода II3 с 1,5 оборотом в воздухе на I1 или с двумя оборотами на II3.

Еще один замечательный прыжок в первый раз был показан в Петербурге венцами Динстлем и Кейзером на состязании 1890 г.; вообще же впервые был сделан американцем Гудричем в 1869 г.; это прыжок корабликом с полным оборотом в воздухе. Для тех, кто хорошо умеет делать наружную спираль корабликом, прыжок этот не представляет слишком большой трудности, хотя вообще очень труден; на ходу кораблика руки и плечи заносятся в сторону закривления спирали, ноги на мгновение немного сближаются, и вместе с прыжком корпус вращается сильно в противоположную сторону так, чтобы сделать в воздухе полный оборот и, опускаясь на лед, иметь лицо обращенным в прежнем направлении. Коньки становятся на лед опять таки корабликом; в первый момент они попадают на лед конечно рядом, и только в следующий расходятся в надлежащее положение, что, в виду быстроты движения, обыкновенно не замечается. Здесь возможны еще следующие варианты;
1.       Кораблик вправо внутренний — прыжок с полным оборотом влево на внутренний же кораблик.

2.       Кораблик вправо наружный — прыжок с полным оборотом влево на внутренний кораблик.

Описанные прыжки играют обыкновенно роль «гвоздей» произвольной программы.

Как более легкая разновидность прыжка корабликом, исполняется прыжок «в кораблик»: самый прыжок делается с какого-либо хода на одной ноге или с носка, а приземление — в положение кораблика.

Интересны также прыжки на носок, они очень трудны, так как не всякая нога может выдержать на носке падение всего тела. Эффектнее всего такие прыжки выходят при приземлении на вытянутую ногу, в чем и заключается их большая трудность.

Новость последних лет — балетные позы на воздухе во время прыжков (рис. 399 и400). Соня Гени делала это так: I3 — удар носком левой ноги в лед и прыжок с полуоборотом в воздухе на I1, в момент прыжка ноги вытягиваются одна вперед, другая назад «шпагатом». В Вене это называется «зайчик».

Самая последняя новость — подобные же прыжки «оленем» (рис. 69); они отличаются  от описанного лишь тем, что передняя нога совсем подогнута в колене под себя (Соня Гени, Геди Стенуф и др.) Само собою разумеется, что такое положение принимается лишь на одно мгновение, и приземление совершается на конек обычным порядком.

*        А москвичи — прыжком Фелицына.
**      За границей его называют прыжком Салькова.