Ритмические трехшажные группы
Как показывает само название, эти группы состоят из трех последовательных дуг, соединенных двумя различными переходами (первая дуга начинается всегда простым толчком); такие группы получаются путем добавления к началу или концу переходов, разобранных в предыдущей главе, еще одного шага. Такие группы мы берем за основу многих дальнейших комбинаций потому, что они уже оформляют ритм комбинации и могут приспособляться как к двухдольной, так и к трехдольной музыке: каждая дуга такой группы может по своей длительности быть приравнена к одной четверти или к половине, или к трем четвертям, или к целой ноте. При трехдольной музыке длительность всех шагов может быть одинакова, что можно выразить нотами при двудольной музыке длительность первых (или последних) двух шагов может равняться длительности одного третьего (или первого), что выражается нотами или; или два крайних могут быть равны одному среднему (синкопированный ритм). Если хотят иметь при двухдольной музыке шаги одинаковой длительности, то присоединяют к трехшажной группе один добавочный шаг. Так же поступают, если каждый шаг должен быть равен по длительности целому такту в четырех или восьмитактных музыкальных фразах.
Примеры первых:
Примеры вторых:
Таких групп можно составить множество, номы приводим здесь только наиболее употребительные, подразделяя их на группы: а) без перемены фронта движения и б) с переменой фронта.
Примером составления ритмических комбинаций танцевального характера из таких групп и переходов могут быть многие из приведенных ниже фигур. Например, «Марш в восемь шагов» (рис. 417) — ритм его будет один из простейших.
Шаги:
Длительность:
или «Вальс Дж. Гейнса:
Шаги:
Длительность: