Параграф с тройками вперед наружу — назад наружу № 26 а и б

1ST — 3ST или §Т1—3

Для знающего все перетяжки и тройки этот сложный параграф не представляет никаких трудностей. Делать его надо с большим размахом, полным ходом. Главное, на что надо обратить внимание, это правильная ось, одинаковый размер всех трех частей параграфа и полная замкнутость обеих голов его. Чтобы сделать вторую половину фигуры 3ST такой же величины, как первую, нужно иметь при переходе на вторую половину назад наружу довольно остаточного хода, сделать хороший правильный толчок, довольно долго остаться в IV позиции (свободная нога спереди), на половине полудуги (в точке а рис. 200) вынести энергично, но плавно свободную ногу назад и, не торопясь, в должном месте делать перетяжку с широким движением свободной ноги, строго следя за спокойным прямым положением тела. После каждой перетяжки надо помнить, что начата новая фигура — тройка и что следовательно все-части тела должны быть точно в таком положении, как в начале этой фигуры с места. Наибольшая трудность здесь — помещение второй тройки 4Т точно на продольную ось; для этого нужно не спешить с переходом после перетяжки в предварительное положение тройки, т. е. в сильную — III позицию, а подольше оставаться в слабой.

Величина в среднем около 20 м; множитель, трудности — 2.

Параграф с тройками вперед внутрь — назад внутрь № 27 а и б

2ST — 4ST или §Т2—4

Внутренний §Т несколько труднее наружного, вторая часть его начинается внутрь, назад; по этой же причине и величина его обыкновенно меньше. Исполнение вполне аналогично наружному параграфу.

Чтобы линия второй части (назад внутрь) была кругла, начинать ее резко на ребре, свободную ногу выносить назад не раньше как в точке а (рис. 315) и затем не скрещивать ее, но вести над следом. Средний размер 13 м; множитель трудности — 3.

Параграф с двукратными тройками вперед наружу — вперед внутрь № 28 а и б

1SДТ — 2 SДТ или §ДТ1—2.

Эта легчайшая из сложных фигур не имеет в исполнению своем никаких особенностей; для знающего составные ее части ничего не стоит безукоризненно исполнить и всю ее.

Рисунок ее точно показан на приложенном чертеже. Величина может быть очень большою, до 20 и более метров; множитель трудности — 1.

Параграф с двукратными тройками назад наружу — назад внутрь № 29 а и б

3SДТ — 4SДТ или §ДТ3—4

Не отличаясь от предыдущей фигуры рисунком, по исполнению этот параграф несравненно труднее: обе половины его начинаются назад; поэтому в одну из них входит труднейшая из Двукратных троек 4ДТ со свойственным ей неудобным переходом на другую ногу, для которого к тому же остается мало хода; а в другую— труднейшая из перетяжек 4S с последующим переходом в 3ДТ и с обязательным ведением свободной ноги после перетяжки спереди.

Секрет исполнения лежит в том, чтобы не растягивать фигуру до больших размеров, но напротив, стараться делать ее небольшою; начинать умеренным ходом, немедленно поворачивая корпус в предварительное положение перетяжки; последнюю делать как можно мягче, не стараясь забрать на ней много хода, почти не вытягивая опорного колена, одним корпусом и свободной ногой, на правильное ведение которой должно быть обращено все внимание; если все-таки средняя часть параграфа выйдет широка, то перетяжку надо делать еще раньше — тотчас после начала фигуры. Несмотря на старание сделать фигуру меньше, она выходит при этом достаточной величины — до 10 или 12 м; множитель трудности — 3.

Эта довольно трудная фигура часто не удается только потому, что начинающий изучать ее старается сделать ее в таком же приблизительно размере, как соответственный параграф вперед. Это грубая ошибка; через форсированные попытки к получению большого хода на перетяжках она ведет к угловатостям на них, к чрезмерной величине средней части и к неодинаковым размерам первой и второй половин фигуры. Нужно требовать начала обязательно умеренным ходом, немедленного поворота корпуса к перетяжке и отказа от набирания хода на ней; ученик должен лишь очень умеренно работать коленом опорной ноги, а еще лучше совсем не работать им, а только оставлять его все время мягким.

Параграф с петлями вперед наружу — вперед внутрь № 30 а и б

1SП—2 SП или § П1—2

При описании петель мы уже говорили об ограниченной величине их; это свойство вполне передается и всем комбинациям этой фигуры, поэтому и параграф с петлями нельзя сделать такой величины, как параграф с тройками. Но мало того, его и не нужно вытягивать до максимума, так как чистота и правильность рисунка, предпочтительнее величины фигуры, а безукоризненный рисунок этого параграфа получается весьма легко только при умеренной величине; и чем меньше последняя, тем легче и красивее выходит фигура: поэтому мы советуем начинать параграф с петлями вперед самим слабым ходом и делать его не более, как 9—10 м.

Кроме этой особенности, в исполнении перетяжек есть еще одна: чтобы петля выходила совсем легко, необходимо в предварительных положениях обеих перетяжек поворачивать корпус по закривлению первой дуги гораздо более обыкновенного. Тогда корпус получает после перетяжек более свободное вращение по закривлению второй дуги, что необходимо для исполнения петель; в особенности это важно для наружных петель после внутренней перетяжки.

При соблюдении этих условий и при правильном исполнении входящих в состав параграфа основных фигур можно совсем легко делать его в безукоризненной форме. Множитель трудности — 2.

Параграф с петлями назад наружу — назад внутрь № 31 а и б

3SП — 4SП или §П3—4

В исполнении этой фигуры очень много общего с только что описанной, а также с параграфом ДТ3—4. Тем не менее она достаточно своеобразна и трудна, чтобы остановиться на ней с большим вниманием.

Подобно двум названным фигурам, параграф с петлями назад необходимо делать небольшим; в противном случае получается слишком большая средняя часть, углы на перетяжках, нечистые петли и недостаточные выезды из них.

Начинается первая часть не сильно-, сразу после толчка корпус уже поворачивается для перетяжки, которая и еле-, дует немедленно, во избежание преувеличения средней части; свободная нога делает на перетяжке свое обычное движение широко и свободно, близко от опорной, после чего остается спереди, дальше от тела и немного внутри следа.

Далее следует петля 4П по правилам этой фигуры, причем необходимо помнить о дуге перед петлей и не начинать вращать корпус слишком рано; после петли — полный выезд, замыкающий эту часть фигуры, и несильный переход на другую ногу—назад внутрь.

На второй части свободную ногу выносить назад почти тотчас после толчка, перетяжку делать, как и первую, возможно раньше, сильнее вращая корпус в новом направлении; свободная нога на перетяжке выбрасывается вперед совсем близко мимо опорной и остается затем скрещенной спереди, как следует перед петлей 3П, которая и делается возможно плавнее.

Колено опорной ноги на этой фигуре должно быть непременно очень мягким, но сильной работы от него не требуется; обе перетяжки делаются как можно мягче, не стараясь брать на них много хода — он является автоматически в совершенно достаточном количестве, и фигура выходит отличной величины — метров в 10—11.

Для получения оси и для покрытия следа см. указания главы XXIII этой части, стр. 293. Множитель трудности — 3.

Обычные ошибки в параграфах с петлями:
1.       Подобно параграфу с двойными тройками назад, эта фигура исполняется начинающими по большей части неудовлетворительно в отношении правильности рисунка и по тем же причинам: вспомним, что размеры простых петель ограничены размерами выезда из них; ясно, что и комбинации этой основной фигуры подвержены такому же ограничению. Следовательно инструктор должен для каждого ученика ограничить размеры параграфа в таких пределах, чтобы он не пытался сделать в нем петли большими, чем они у него выходят в основной, некомбинированной форме.

2.       Нечистые петли в параграфе получаются обычно от недостаточной скрученности корпуса в предварительном положении перетяжки. Следует требовать, чтобы позиция в этом положении была здесь гораздо более сильная, чем в простой перетяжке,— тогда петли выйдут совсем легко, так как 1) корпус получит после перемены направления больший размах для вращения по закривлению новой дуги и 2) это вращение займет больше времени, и будет легче поместить петлю как раз на оси.

Сказанное в пп. 1 и 2 одинаково относится к параграфам вперед и назад. О последнем надо еще добавить, что нечистые перетяжки и петли в параграфе с петлями назад получаются от неверного ведения свободной ноги на перетяжке непараллельно следу фигуры и недостаточно близко мимо опорной. Надо требовать точного маятникообразного маха ее.

Параграф со скобками вперед наружу — назад наружу № 32 а и б

1SC — 3SC или § С1—3

Этот параграф (рис. 318) исполняется аналогично параграфу с тройками; здесь нужно прибавить лишь следующее: перетяжки делать круглее и глубже обыкновенного, чтобы средняя часть параграфа не была уже крайних; для большего хода после второй перетяжки (назад наружу — внутрь) свободная нога, выброшенная на ней вперед, почти тотчас с силою идет снова назад, где и остается, принимая постепенно предварительное положение скобки 4С. Это должно быть выполнено настолько сильно, чтобы дать телу довольно хода, но и настолько плавно и при столь мягком колене, чтобы не получить ни малейшей вогнутости.

По своим размерам этот параграф самая крупная фигура всей школы; без труда можно сделать его метров в 25. Множитель трудности — 3.

Параграф со скобками вперед внутрь — назад внутрь № 33 а и б

2SC — 4SC или §С2—4

Эта фигура, заключая в себе самую трудную из скобок ХС и самую трудную перетяжку 4S, много труднее предыдущей, хотя коэффициент их трудности установлен одинаковый.

Первую перетяжку здесь надо делать круглее и глубже, как на рис. 318, иначе средняя часть будет уже крайних; своевременно в а выносить свободную ногу для предварительного положения; после поворота скобки скрещивать ее, чтобы выезд был должной длины. На другую ногу переходить резко на ребро, и свободную ногу выносить назад не раньше, как в точке Ь, близко мимо опорной, иначе получится вогнутость линии. Далее свободную ногу вести над следом; корпус в b вращать по закривлению и затем мягко делать перетяжку, чтобы она была глубокая, но круглая, без угла; чтобы вторая скобка вышла круглой, не выносить свободную ногу сразу после перетяжки назад, но делать это вместе с поворотом корпуса против закривления.

Величина —17—18 м. Множитель трудности — 3.

Обычные ошибки в параграфах со скобками:
1.       В наружном параграфе № 32 а и б вторая часть, начинаемая назад, обычно не достигает того огромного размера, который легко дается в первой. Эта ошибка заставляет начинающего умерять свой ход на первой части. Этот прием неверен: вторая часть может быть сделана такою же большою, как и первая, если правильно использовать все имеющиеся к тому возможности, а именно: в распоряжении фигуриста имеется здесь целых семь импульсов для получения хода, надо только правильно использовать их. Первый темп — толчок назад наружу; второй — энергичный мах свободной ноги на первой дуге из IV позиции в I; третий темп — разрешение предварительного положения перетяжки с энергичным махом свободной ноги вперед и поворотом корпуса из сильной I в слабую III позицию; четвертый темп —новый сильный мах свободной ноги тотчас после перетяжки назад вместе с поворотом корпуса по закривлению новой дуги из III позиции в сильную II (на очень мягком колене опорной ноги); пятый темп — развертывание корпуса против закривления из сильной II позиции в резкую I, с вытягиванием колена опорной ноги, в предварительное положение скобки; и шестой — мах свободной ноги в конце фигуры, так как самый поворот скобки хода ускорять не должен; но можно использовать и его как седьмой темп. Инструктор должен показать это на примере со счетом темпов и добиться отчетливого выполнения того же учеником.

2.       Во внутреннем параграфе № 33 а и б подобная же «шибка — неровный размер обеих половин фигур — исправляется тем же способом; но здесь в нашем распоряжении имеется (соответственно описанному в п. 1) только шесть темпов: первый — толчок назад внутрь; второй — энергичный выброс свободной ноги с вращением корпуса по закривлению первой дуги из IV в сильную II позицию, отвечающую предварительному положению перетяжки 4S; третий темп — разрешение последнего с выбросом свободной ноги вперед и поворотом корпуса из сильной II в IV позицию; четвертый — вынос свободной ноги назад вместе с поворотом корпуса против закривления в предварительное положение скобки назад наружу; пятый — разрешение последнего на повороте и шестой — вынос свободной ноги в конце фигуры. Поэтому, и в связи с меньшей эффективностью этих приемов в отношении усиления хода, параграф этот все же всегда будет меньше предыдущего.