Специальная тренировка

Нам остается еще остановиться на приемах инструктора при работе в специальном разделе основного периода тренировки, которая сводится к подготовке отдельных фигуристов к ответственным выступлениям и соревнованиям. Здесь требуется подход к наивысшим доступным им достижениям, и потому нужна уже более глубокая проработка не только отдельных фигур, как школьных, так и произвольных и специальных, но главным образом и целых программ произвольного одиночного, парного или группового катания.

В отношении проработки отдельных фигур, иногда сопряженных с значительным риском, инструктор не должен ограничиваться технической помощью, наблюдением и исправлением замеченных им ошибок, но и принимать все возможные меры в предупреждение падений и несчастных случаев. Однако от изобретения новых фигур для конкурентов следует безусловно воздержаться, так как это есть уже область творчества каждого индивида, посредством которого он борется со своими противниками. То же надо сказать и о составлении программ произвольного и парного катания: каждый должен сам потрудиться над этим важным, но чисто индивидуальным делом. Роль же инструктора — и весьма немаловажная — заключается лишь в устранении нехудожественных или опасных моментов, в проработке исполнения, в указаниях, как следует расположить и выполнить данный материал. Очень часто бывает нужно только указать недостатки, обосновав свое заключение, но способы их устранения предоставить занимающемуся найти самостоятельно.

Инструктор должен указать ученику на те фигуры в его произвольной программе, которые он считает недостаточно проработанными и потому еще не подлежащими включению в программу. В дальнейшем главное внимание его должно быть обращено на пуантировку, т. е. на придание исполнению разнообразнейших темпов с рельефным выделением выигрышных моментов и планомерным чередованием спокойной пластики инертного скольжения с головокружительно быстрыми переходами сложных комбинаций и с музыкально-ритмическими фигурами танца.

Кроме того, как в одиночном произвольном, так и е парном и групповом катании, инструктор Должен подметить при исполнении целой программы и устранить все случаи, вызывающие впечатление повторений и однообразия. Сами исполнители очень часто не могут обнаружить такие моменты, так как исполняемые ими фигуры по их субъективному впечатлению совсем не похожи одна на другую, так как требуют разных технических приемов и совершенно различных усилий; но на постороннего наблюдателя эти фигуры зачастую производят, в силу своего внешнего сходства, весьма однообразное впечатление, и вот тут-то инструктор может и должен оказать обучающимся существенную помощь.

В периоде специальной подготовки работа каждого фигуриста идет, понятно, с максимальной интенсивностью и, несмотря на умеренное, по сравнению, например, с бегом, напряжение, все же существует постоянная опасность перетренировки и связанных с ней нежелательных, а иногда и тяжелых последствий. Поэтому инструктор должен строго следить за аккуратным ведением самоконтроля, а время от времени подвергать занимающихся и врачебному осмотру.

В специальном периоде тренировки перед инструктором особняком стоит еще одна важная задача — научить занимающихся вполне использовать приобретенные ими качества и навыки в конкретных условиях среды, изменчивых и часто неблагоприятных. Участник выступлений и соревнований прежде всего не должен теряться в новой, непривычной ему обстановке выступления на незнакомом ему катке; присутствие судей и зрителей не должно смущать и волновать его, также как и наличие сильных конкурентов. Кроме того, участник должен уметь своевременно, не слишком рано, но и не поздно приготовиться к своему выступлению, т. е. своевременно принять легкую пищу, своевременно получить возбуждающий мышцы массаж и «эмброкейшен», * разогреться в помещении гимнастикой, а затем работой на льду довести свой организм до максимальной дееспособности как раз к нужному моменту начала соревнования. Далее, он должен уметь поддерживать себя в таком состоянии до конца борьбы, учитывая всю совокупность внешней обстановки, как, например, число участников, от которого зависит длительность промежутков между его выступлениями в школьном катании, температуру и динамику воздуха, свой стартовый номер и пр. Например, при небольшом числе участников следует по исполнении перед судьями первой школьной фигуры тотчас же, отойдя в сторону, перейти к работе над следующей, чтобы по призыву стартера вновь выступить в разогретом и подготовленном состоянии. Оставаясь на льду в бездействии, участник рискует остыть и привести свой мышечный аппарат в состояние пониженной деятельности. Необходимо умело распределить короткие промежутки отдыха обязательно в теплой длинной одежде, покрывающей ноги до пят, и подготовительную разогревающую работу перед каждым выступлением с новой школьной фигурой.

Точно так же следует приготовиться к произвольному катанию.

Кроме того, в процессе работы на льду во время соревнования участник должен уметь учесть внешние условия катания: 1) состояние льда в разных частях предоставленной для катания площади прямо влияет на выбор места для исполнения школьной фигуры; возможные уклоны ледяной поверхности могут совершенно испортить исполнение, они должны быть своевременно замечены и избегнуты или, наоборот, использованы; 2) при ветре надо уметь учесть его влияние и начинать фигуру так, чтобы в наиболее трудном месте ее ветер не препятствовал, но помогал ходу фигуриста по льду; 3) форма ледяной площадки и место нахождения судей должны строго учитываться участником при произвольном катании,— расположение фигур по площадке часто играет решающую роль в оценке исполнения; 4) освещение катка в солнечные дни может быть причиной неудачи, если участник не определит заранее место ослепляющих отражений солнца во льду, видимое из точки нахождения судей, и будет исполнять на этом месте свои лучшие номера, которые могут остаться из-за этого нераспознанными со стороны судей.

Нужно приучить занимающихся ни в коем случае не теряться во время соревнования, не смущаться даже случайной неудачей в своем исполнении, например падением и пр., но всегда сохранять спокойствие и уметь максимально примениться ко всей окружающей обстановке и ко всем  случайностям.

Но рассказать все это занимающимся будет недостаточно. Инструктор должен во все время работы постоянно на примерах показывать возможность приспособления к обстановке и особенно использовать для этого курсовки, испытания, показательные выступления и, наконец, все соревнования, на которых присутствие инструктора, само собою разумеется, совершенно необходимо.

* Специальное втирание, подготовляющее мышцы к деятельности.