Стиль катания XVIII века

До второй половины XVII столетия в Британии по-видимому не знали железного конька или не хотели его знать, т. к. трудно предположить, чтобы при таком близком соседстве с Голландией и при легкости даже в то время морских сообщений такое распространенное орудие спорта могло остаться неизвестным. Это последнее предположение наше, равно как и отсутствие железного лезвия в практике катания в Англии, ясно подтверждается приводимой Г. Фаулером справкой из старого англо-голландского словаря Гексама, 1 говорящей о «коньках, на которых в Голландии катаются по льду». Значит в Англии в то время этого не делали, хотя и знали об этом. Далее один из английских бытописателей того времени Пепис 2 под датой 1 декабря 1662 г. рассказывает, как он, проходя через парк (вероятно Сент-Джемс-Парк) во время большого мороза, в первый раз в жизни видел людей, катавшихся по льду на коньках, и добавляет, что это очень изящное искусство.

Современник Пеписа Ивлин 3 под той же датой упоминает, что «видел необыкновенную, изумительную ловкость, проявленную перед их величествами на новом канале в Сент-Джемс-Парке несколькими джентльменами в катании на коньках по образцу голландских (которые он и называет не skates, а на голландский манер scheets); с какой быстротой они несутся, как внезапно останавливаются на льду с полного хода». Опять же автор «Гулливера» Свифт, в своем письме к Стэлле в 1711 г., упоминает коньки с оговоркой —«если вы знаете, что это такое». Следовательно их употребление даже к этому времени еще не смогло стать общераспространенным; этим подтверждается, что виденные Пеписом и Ивлином джентльмены были первыми ласточками, принесшими в Англию начатки искусства катания на коньках. Кто они были? Авторы дневников не сообщают их имен, но Ивлин называет их «джентльменами», а в то время буржуазию, т. е. третье сословие, так не именовали. Ясно, что первые адепты «весьма изящного искусства» были не из этой среды, да и катались они в обществе «их величеств», — это были представители придворной аристократии, приверженцы короля, вернувшегося после реставрации из Голландии, где они научились кататься и в суровую зиму 1662 г. впервые имели возможность показать в Англии свое искусство.

Это предположение подтверждается записью в мемуарах французского посла в Гааге Д'Аво, относящейся к 1687— 1688 г., в которой он рассказывает о «весьма необычайном» случае: он видел принцессу Оранскую (впоследствии королеву английскую Марию, жену Вильгельма III) в весьма короткой юбке, да еще завернутой ей на талию, с железными коньками на ногах, за изучением скольжения то на одной, то на другой ноге. О таком же «неприличном» поведении принцессы Марии говорит историк Маколей в своей «Истории Англии». 4

Таким-то образом голландский зародыш фигурного катания был занесен в Англию, где он попал на благоприятную почву. Из истории физических упражнений мы знаем, что как раз после 1660 г. в Англии начался общий подъем легкой атлетики, отразившийся и на других видах спорта, — фигурное катание попало в счастливую полосу, и этот ранний период его развития весьма многим обязан Англии: здесь серьезно принялись за дело, техника катания постепенно, хотя и не быстро, стала развиваться; появление в следующем XVIII столетии специальных клубов уже свидетельствует о значительной популярности этого спорта, а испытания, обязательные для вступающих в члены этих клубов, указывают на очень высокую для того времени технику. Так, в первом по времени Эдинбургском клубе конькобежцев, возникшем, по-видимому, в 1742 г. и не позже 1784 г., для вступления в члены его от новичка требовалось уменье, во-первых, исполнить целый круг на каждой ноге, а во-вторых, перепрыгнуть сперва через одну, потом через две и наконец,  через три шляпы, поставленные одна на другую, 5 — а шляпы тогда носили довольно высокие — цилиндры.

Катание в Голландии в 1500 г. С картины Аверкампа.

Зима в Голландии. С гравюры де-Брюйна (около 1580 г.).

Другим и притом более точным показателем высокого развития техники служит появление специальной методической литературы: в 1772 г. лейтенант артиллерии Роберт Джоунз, по-видимому сам великолепный мастер катания, издал свою книгу «Трактат о катании на коньках»; 6 это — первое руководство по фигурному катанию, но его содержание обнаруживает скрытый рост фигурного катания в Англии за предыдущие годы. Читателю становится ясным, что в течение столетия искусство не стояло на месте, что автор имел нескольких сильных предшественников, на которых он и ссылается, к сожалению не поименно. Там описаны внутренние и наружные дуги, спираль вперед наружу, внутренний и наружный кораблик; «приветствие»— простая парная фигура из кругов; змеевидная линия — перетяжка: полукруг назад наружу и наконец тройка вперед наружу, названная «сердцем на одной ноге» с оговоркой, что «это красивый маневр, лишь недавно открытый». Значит другие фигуры были открыты уже давно. Джоунз описывает также восьмерку вперед наружу. Книга украшена изображениями конькобежца в роскошном наряде и в вычурных позах, соответственно духу времени.

Рис. 22. Кавалер из книги Джоунза.

Эти изображения дают нам возможность убедиться, что уже в то время формы искусства катания приобрели определенный оттенок: манера держаться во время катания, а вместе с нею, конечно, и самые движения, другими словами вся совокупность приемов катания, определявшая его стиль, содержала в себе нечто специфическое, в целом дающее зрителю впечатление сентиментально-слащавой, вычурной, манерно-театральной утрированной грации, характерной не только для искусства катания, но еще в большей мере для танца того времени, в соответствии с господствовавшим тогда в высших классах вкусом «рококо». Эта аффектированная манерность в применении к немецкому танцу XVIII века была названа «стилизованным вкусом», в противоположность естественному, и объясняется влиянием французской культуры (породившей стиль «рококо»); рисунки известного в свое время художника Даниэля Ходовецкого (1726—1801), относящиеся к 1779 г. и изображающие параллельно естественный и стилизованный вкус, говорят не в пользу этого последнего. К началу нового,. XIX столетия повсюду в Европе стали постепенно освобождаться от этого стиля; в фигурном катании он продержался впрочем кое-где и до первых десятилетий XIX века.

Этот стиль катания, который мы называем «стилем XVIII века», мы можем проследить и в английской конькобежной карикатуре; на приводимом нами рисунке Джемса Гилльрэй особенно характерны две фигурки справа на заднем плане, а третья там же в середине, очевидно для контраста, дана в естественной позе. Манера катания в «стилизованном вкусе», присущем высшим классам общества, в связи с социальным положением автора единственной тогда книги о коньках и с роскошью нарядов помещенных в ней изображений, а с другой стороны — выступление спортивных клубов в качестве организационной формы катания на коньках, — дает нам основание считать, что искусство катания через сто лет после своего появления в Англии продолжало оставаться принадлежностью господствующего класса, но уже не ограничивалось узким кругом придворной аристократии и дворянства, а захватило буржуазный слой общества, оставаясь почти чуждым для широких народных масс.

Рис. 23. Карикатура Дж. Гилльрэй.

Фигуристы XVIII века не имели никакого понятия о правильном рисунке, об осях симметрии, покрытии следа, их больше занимала красота катания; рисунок еще только зарождался и занимал третьестепенное место. Но огромной заслугой тогдашних любителей катания было усвоение ими правильной работы верхней части тела — корпуса: на изображении кавалера из книги Джоунза мы видим, что он держит свое тело почти в поверхности движения, его поза ничем не напоминает примитивные дуги голландцев XVII века.

В соседней с Англией Франции железный конек появился, по-видимому, гораздо раньше, чем в Англии. Вопреки мнению большинства авторов, в том числе и Фаулера, утверждающего, что кататься на коньках во Франции начали вообще лишь в XVII, а еще вернее в XVIII столетии, 7 мы находим некоторые указания на катание в Париже в более раннее время. На старинной картине, приписываемой кисти художника Порбюс из коллекции Baur, выставленной в историческом музее Карнавалэ 8 и изображающей «конькобежцев на Сене в январе месяце 1608 г.», мы видим на реке, между Старым Лувром и Нэльской башней, людей, катающихся на коньках без палок и в таких положениях, которые не оставляют сомнения, что коньки у них с острыми ребрами, т. е. железные. И едва ли можно предположить, что художник зарисовал тогда коньки, как только что появившуюся новинку; картина больше похожа на изображение обычной зимней сцены того времени и дает право заключить, что коньки появились здесь задолго до 1608 г.

Однако после того, в течение почти двух столетий, об этом спорте во Франции неизвестно почти ничего или очень мало. В противоположность Голландии, природа Франции не давала благоприятных условий для катания как массового народного спорна, и он стал здесь, подобно Англии, принадлежностью дворянства и придворных «сфер». При дворах Людовиков XIV, XV и XVI коньки были в большом ходу у молодых щеголей «пти-мэтров», но они не столько катались сами, сколько катали своих дам в роскошно раззолоченных санках-креслах, сделанных наподобие раковин и украшенных в стиле рококо; об этом говорят нам картины тогдашних художников: Бушэ, Гравело, Ватто и др. Женщины тогда на коньках сами не катались. Лишь с 1780 г., почти перед самой Великой революцией, при дворе «в большом свете» катание на коньках, по словам Сордэ, 9 стало модным развлечением. Знаменитый, почти легендарный легкоатлет и фехтовальщик Шевалье де Сен-Жорж (1775 — 1799 гг.) был признанным мастером в искусстве катания; 10 придворные «красные жилеты» тянулись за ним. Во время Директории Париж жадно набросился на всевозможные развлечения; зимой с первым льдом толпы конькобежцев всех классов населения переполняли бассейн Ла Вийет; среди них к концу столетия появились новые блестящие искусники, среди которых лучшим был Гарсэн, украшавший этот каток в течение всей первой империи; он поражал своей техникой и грацией, и единственным его недостатком, по словам Жана Робикэ, 11 были ужасные стихи, в которых он пытался воспевать свое любимое искусство. Художник Изабэ, также большой искусник в катании, придумал даже особый костюм для фигуристов — гусарский доломан шарлахового цвета. Но манерно-аффектированный, слащаво-сентиментальный стиль катания господствовал еще долго — здесь XVIII век довольно глубоко зашел в XIX.

Что касается Германии, а также Австрии, которой суждено было впоследствии сыграть такую огромную роль в развитии искусства катания, то в XVIII веке в обеих странах, в особенности в первой, катание на коньках было в самом зачаточном состоянии. Из старинной «Энциклопедии упражнений и спорта» Трихтера (1742 г.) можно заключить, что в то время катание если и практиковалось в Германии, то лишь в очень малой степени. Однако к концу столетия этот спорт проникает в буржуазную массу, главным образом под влиянием современных великих поэтов, писателей и педагогов.

Естественный и стилизованный вкус. С рисунков Даниэля Ходовецкого (1779 г.).

Рис. 24. Гёте во Франкфурте. С картины Каульбаха.

Клопшток, Гёте, Лессинг, А. фон Платтен были страстными любителями коньков; первые двое, встретившись впервые в жизни, тотчас же завели речь о катании на коньках, и вступили в юмористический спор о том, как правильнее называть конек: по-северогермански «шрит-тшу» — или по-южному «шлиттшу». Все они воспевали катание на коньках в своих одах, балладах, песнях и романах. Кроме того, на поле сражения выступила и тяжелая артиллерия в лице основоположников физического воспитания в Германии: Гергардт Ульрих Антон Фит и Иоган Христ. Фридрих Гутс-Myтс. Их талантливая, хотя и не лишенная высокопарности, но деловая пропаганда сыграла решающую роль в деле внедрения катания в школу и в народные, точнее сказать, мелкобуржуазные массы. В то время как во Франции мы не видим в XVIII веке ни одного руководства, здесь в 1788 г. появляется первое значительное издание — это лекция, прочитанная Фитом в Дессау в кружке его друзей. 12 В то время как поэты увлекались только эстетической стороной катания — Гёте не любил никаких фокусов на коньках — и упивались поэзией, красотой и наслаждением плавных стремлений по широким дугам, Фит дает уже порядочную технику и говорит не только о наружных дугах и спиралях, но упоминает впервые о троечной петле (т. е. петле с тройкой в ее вершине). Несколько позже, в 1795 г., в своей известной «Энциклопедии» 13 он дает четыре дуги с простыми переменами ног и со скрещениями, перетяжку, кораблик, описывает исполнение букв алфавита и некоторых цифр, в том числе тройки. Гутс-Мутс в «Гимнастике для юношества» (1793 г.) выступает с указаниями на необычайно благоприятное влияние катания на тело и дух, благодаря легкой, но всесторонней работе мышечного аппарата в условиях чистого зимнего воздуха.

В России, а также в Финляндии, Швеции и Норвегии в XVIII веке катание, по-видимому, оставалось все время на самой низкой ступени развития. Но была еще одна страна, где шла работа в этой области не менее горячая, чем в Англии, и где успехи в технике были во всяком случае не меньше, — это была Америка. У нас нет, правда, подробных сведений о ходе развития там катания в то время, но мы знаем, что еще до появления книги Джоунза, около 1763 г., в Англию приезжал американский художник Бэнджемин Уэстиз Филадельфии и положительно поразил всех искусством, грацией и смелостью своего катания — об этом рассказывает американский историк искусства Дэнлоп. 14 Кроме того А. Г рейдон в своих мемуарах от 1811 г. пишет, что хотя филадельфийцы никогда не подчиняли своего катания правилам, как в Англии, а равно не связывали его с хозяйственными надобностями, как в Голландии, но, на его взгляд, в Филадельфии катались лучше, чем где-либо в мире, а он видел конькобежцев Новой и Старой Англии и Голландии. 15 Уэст произвел огромное впечатление в Старом Свете и несомненно сильно повлиял на технику катания.

Чтобы покончить с XVIII веком, остается сказать, что коньки употреблялись тогда почти повсюду староголландского образца, т. е. состоящие из деревянной колодки с укрепленным в ней стальным лезвием; последнее имело спереди длинный загнутый кверху конец, как у санного полоза, а сзади кончалось прямым углом под самой серединой каблука; этот угол служил отличным тормозом для остановок, для чего было довольно слегка надавить на лед пяткой, — но зато делал почти невозможным скольжение задним ходом.

1.  Hexham, English and Netherduytch Dictlonarie, 1648.

2.  Samuel Pepys, Diary, 1662.

3.  John Evelin, Memoirs, 1662.

4. «Герцог Монмаут во время пребывания в Голландии развлекался обучением голландских придворных дам английским народным танцам; а они за это давали ему уроки катания на коньках. Принцесса Мария обычно принимала участие в этих экскурсиях на лед, причем ее одежда, более короткая, чем допускалось по строгому этикету, вызывала злорадство иностранных посланников».

5. Edg. Wood Svers, The Poetrv of Skating, London 1905, стр.75.

6. A Treatise on Skating, London, 1772.

7.  On the Outside Edge, стр. 5 и 56.

8.  Le musee historique de la ville de Paris a l'hotel Carnavalet.

9.  Е. Sordet, Manuel du Patineur, Geneve, 1873.

10.  О Chevalier de Saint George см. статью Verdal в журнале Education Physique, Paris, 1936, № 37.

11.  Jean Robiquet, Un sport d'hiver; статья в «Journal des ouvrage des dames», 1928.

12. G. U. A. Vieth, Neue Litteratur und Volkerkunde, 1789.

13. Versuch einer Encyclopadle der Leibesubungen, Berlin, 1794—1705.

14. Dunlap, History of the Arts of Design in the U. S., New-York, 1834, стр. 60, 61. Цитата у John Lewis, Seating and the Philadelphia Sk.-Club, 1895.

15. A. Graydon, Memoirs of a Life, Chiefly Passed in Pennsylvania. Harrisburg, 1811. Цитата у J. Lewis.