Судейство в международных соревнованиях

Правила судейства пересматривались, изменялись и дополнялись чуть ли не на каждом очередном конгрессе МСК (такие конгрессы собираются в каждом нечетном году). Несмотря на постоянные усложнения правил определения победителя и на установление ответственности отдельных судей за неправильные решения, положение навязшего всем в зубах «судейского вопроса» почти не изменилось до последнего времени. Но уже на XVIII конгрессе 1933 г. в Праге был поднят вопрос о коренной реформе в этой области, были проделаны в нескольких странах практические опыты, и в 1935 г. XIX конгресс в Стокгольме окончательно принял решение в корне изменить не только весь процесс производства оценок, но и самый метод их.

До сих пор каждый судья должен был определить вполне независимо от других отметки каждому участнику на своей особой судейской таблице, остававшейся у него на руках до конца соревнования и служившей затем основанием для выводов; при этом каждый судья оценивал каждую фигуру школы или произвольное катание каждого конкурента, конечно, по способу сравнения: лучший исполнитель данного номера получал высшую отметку, остальные отметки понижались в зависимости от сравнительной степени совершенства исполнения. Таким образом, метод оценки был по форме тайный и по содержанию относительный, судья имел возможность в процессе соревнования изменять ранее проставленные им отметки; главный судья и участники до конца соревнования оставались в полном неведении, как двигаются шансы участников на победу, и лишь после сложного подсчета, иногда через несколько часов, выявлялся и объявлялся результат, часто совершенно неожиданный.

Характерными чертами новых правил об оценке катания являются: 1) абсолютный метод оценки и 2) открытый и неизменяемый способ ее записи. При большом количестве участников соревнований последнего времени, когда на старт выходит их несколько десятков, относительный метод оценки, понятно, теряет всякий смысл, так как никакой судья не может запомнить всех подробностей исполнения данной фигуры не только двадцатью, а даже и десятком участников. Судья должен уметь определить абсолютный балл за каждую фигуру по ее рисунку, по постановке тела и движениям исполнителя, по покрытию следа и по величине, независимо от исполнения этой фигуры другими конкурентами. Он вместе с другими судьями, по сигналу главного судьи, показывает определенный им балл публике, участникам и секретарям; последние фиксируют отметку, и все; соревнование продолжается. Публика ясно переживает весь ход борьбы, а каждый судья резче чувствует непосредственную моральную ответственность перед всеми за беспристрастие своих оценок.

Как увидим ниже, у нас в СССР пришли к той же цели, но только другим путем, имевшим свои особые преимущества.