Техника, методика и литература

Техника фигурного катания в пройденном отрезке XX века шагнула вперед довольно далеко как в школьном и специальном катании, так и в произвольном: наибольшую эволюцию претерпела парная разновидность последнего, пережив уклон в известную крайность с последующим возвратом на правильный путь.

Техника школьного катания, во-первых, с самого начала достигла полной замкнутости всех фигур на всех без исключения ходах, и вместе с тем неизбежные неправильности при переменах ноги на наружных ходах (перетяжки в конце дуг) были сведены до минимума.

Затем была достигнута полнейшая однореберность в школьных крюках и выкрюках, исполнявшихся сперва по способу Салькова в клювообразной форме, с острием, направленным не по продольной оси, а несколько вбок.

Возник горячий спор о методике исполнения этих фигур; Фукс проводил свою теорию о необходимости полной последовательности приемов исполнения простых и сложных фигур и на этом основании требовал делать крюки так, чтобы после поворота быть вполне в положении начала соответствующего голландского шага. Но так как на деле по его способу у большинства фигуристов получалась неизбежная перемена канта (ребра), то способ этот не распространился. Но способ Салькова был впоследствии улучшен путем уменьшения угла наклона конька перед поворотом и работой свободной ноги так, что острия поворотов стали ложиться по продольной оси.

В первые годы XX века очень увлекались величиной школьных фигур, доводя их до огромных размеров в ущерб «ластике исполнения. Затем наступила реакция, — фигуры приняли нормальный размер, ограничиваемый наличием остаточного хода.

Затем сильно поднялась техника женского катания, став почти в один уровень с мужским, так что в последние годы на большие международные конкурсы назначались почти одинаковые фигуры и для мужчин, и для женщин.

Но наиболее интересно для нас то, что техника школьного катания в настоящее время усвоена заграничными классными фигуристами настолько совершенно, что начали раздаваться голоса о невозможности для судей приходить к правильным решениям на соревнованиях в виду безукоризненной работы большей части участников. На XIX конгрессе МСК было даже внесено Венгрией и поддержано другими странами предложение дополнить программу обязательных школьных фигур новыми, более трудными комбинациями восьмерки с крюками и восьмерки с выкрюками. Предложение было отклонено лишь потому, что уже теперь изучение школы отнимает у конкурентов-любителей столько времени, что остается его слишком мало для профессиональных занятий.

Рис. 68. Прыжок «шпагатом» (Сесилия Колидж).

Техника произвольного катания претерпела дальнейшую эволюцию в прежнем направлении, т. е. в сторону роста удельного веса движений исполнителя — их сложность, трудность, разнообразие, выразительность, контрастность, взаимная связь, общая компоновка, темп и, в первую голову, подчиненность музыке приобрели доминирующее положение, в то время как рисунок на льду очень много потерял в своем значении. Например, симметрия его в разделе так называемых «комбинаций», излагаемых обычно в форме более или менее развитых восьмерок, сохраняет свое значение лишь постольку, поскольку она обусловливает гармоническую компоновку телодвижений и лучшую распознаваемость наиболее актуальных элементов при повторении их на той и другой ноге в ту и в другую сторону. В прежнее время в программе свободного катания прямо требовалось наличие определенного числа специальных фигур; еще (в 1901 г, Сальков имел в своей программе крест Энгельманна (из колпачков: крюк — петля — выкрюк — перетяжка — перетяжка, крюк — петля и т. д.); теперь это окончательно провалило бы всю программу.

Современные достижения в произвольном катании сводятся сверх того: 1) к появлению таких исполнителей, которые сумели соединить в своей программе максимальное количество труднейших фигур, ранее бывших принадлежностью разных отдельных конькобежцев, причем сильно возросла сложность и трудность самих фигур; и 2) к высокой пластике и свободе исполнения, которая может быть поставлена наряду с профессиональной выдержкой и искусством артистов балета.

Рис. 69. Прыжки «оленем» (Соня Гени и Гэди Стэнуф).

Рис. 70. Подъем на прыжке «шпагатом».

Само собой разумеется, что при этом и самая техника исполнения отдельных произвольных фигур сильно усовершенствовалась. Появились исполнители очень длинных и сложных пируэтов, прыжки стали делать с поворотами в воздухе чуть не до 720° в самых различных комбинациях ходов. С легкой руки профессионалов появились даже в женском катании так наз. «прыжки шпагатом» (шпрейц-шпрунг), где обе ноги растягиваются почти в одну линию вперед и назад или даже в стороны; прыжки «оленем», где передняя нога подгибается в колене, а задняя вытянута горизонтально, и пр. Среди частных приемов в современном произвольном катании бросается в глаза постоянная игра опорной ноги, то глубоко сгибающейся, то снова полувыпрямляемой до нормы: это дает общее впечатление мягкости, эластичности и уверенности и ясно подчеркивает ритм, особенно в танцевальных комбинациях.

Техника парного катания подвергалась в XX веке, кажется, наибольшим и во всяком случае наиболее резким изменениям, главным образом в послевоенное время. До 1914 г. развитие техники в этом разделе шло в общем параллельно таковому в одиночном произвольном катании, и в исполнении мюнхенцев Гюблер — Бургер и немецко-финской пары Эйлере —  Якобсон (позже супругов Якобсон) достигло высших эстетических результатов. Но после войны, под влиянием профессионалов, появившихся в международных центрах конькобежного искусства — Давосе, С.-Моритце и др., парное катание начало усваивать так называемые «трюковые» номера, приближающиеся к акробатизму и циркачеству. Сперва привились прыжки женщины с поддержкой; потом появились подъемы ее партнером на себя в различных более или менее экстравагантных положениях, с посадкой на плечо, на спину и тому подобное; стали делать вертушки с вращением женщины по воздуху за одну руку и за одну ногу (рис. 71), потом за обе ноги вниз головою. Появились вращательные прыжки мужчины через женщину во время исполнения ею волчка и проч.

Рис. 71. «Аэроплан».

Споры и протесты людей, обладающих здоровым вкусом, долгое время не могли преодолеть этих извращений, пока наконец резолюция XIX конгресса МСК в 1935 г. в Стокгольме не положила конец этому увлечению.

Методика фигурного катания должна была сделать значительные успехи с появлением в начале века профессиональных тренеров-специалистов, из коих первым и лучшим был Виктор Зейберт из Вены, подготовивший в своей «лаборатории» не одного высококвалифицированного мастера; затем Брор Мейер, Густав Фейкс и др.

Постоянно работая в этой области, они много способствовали созданию теории фигурного катания, систематизации его и выработке серии правильных методических приемов.

Зарубежная специальная литература пополнилась в XX веке целым рядом книг, по большей части вышедших из-под пера более или менее известных фигуристов.

Приводим список литературы по фигурному катанию, вышедшей после 1900 г.

    I. НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Правила разрядных испытаний по фигурному катанию С.-Петербургского Общества любителей бега на коньках, СПб, 1903.

СПб. Общество любителей бега на коньках, Разрядные испытания, С. Петербург, 1909. Брошюрка в 16 стр.

Панин Н. А., Фигурное катание на коньках (Международный стиль), СПб, 1910, 340 стр.

Конькобежный спорт (оудто бы перевод книги Vieregg), Москва, J925 г., 79 стр. Под ред проф., В. Е. Игнатьева.

Пейсин М. Я. и Фиников В. М., Фигурное катание на коньках, Ленинград, 1626 г., 36 стр.

Фиников В. М., Произвольное катание на коньках, Ленинград, 1926, 30 стр.

Хвостов М., Фигурное катание на коньках, Москва, 1926 г., 120 стр.

Зимний спорт, Правила соревнований ВСФК РСФСР, 1926 г.

Панин Н. А., Фигурное катание на коньках, изд. II, Москва, 1929 г., 240 стр.
то же, изд. III, Ленинград, 1938 г., 152 стр.

Станкевичи К. Ю. и М., Групповое катание, Москва, 1930 г., 112стр.

Вашке, Вонзблейн, Зельдович и пр., Спутник фигуриста, Москва, 1930 г.

Вонзблейн И. С., Учитесь кататься на коньках, Москва, 1929, 71 стр.

Он же, Начинающий фигурист, Москва, 1926 г. 96 стр.

    II. НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Н. George Brown, International Style of Figure Skating, Springfield Mass. USA, 1902 r.
Irwing Brokaw, The Art of Skating, London, 1910r.
I r wing Brokaw, The Art of Skating, New York, 1913 r.

Обе книги Брокау по внешности великолепно изданы, но методическое содержание их крайне слабо.
Edgar and Madge Syers, The Book of Wintersports, London, 1908r.
Edgar and Madge Syers, The Art of Skating, International Style, London, 1913 r.

Обе книги прекрасно изданы и интересны, но имеют скорее пропагандистское, чем методическое значение.
Bror Meyer, Skating, New York.

По имеющимся сведениям, роскошно изданная, снабженная киноснимками книга, стоящая около 300 франц. франков. Содержание автору неизвестно.

    III. НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Dr. Dannenberg, Technik des Kunsteislaufes, Berlin, 1908.

Методически слабое руководство, иногда дающее ошибочные описания приемов.
P of. Dr. Gibert Fuchs, Theorie und Praxis des Kunstlaufes am Else, Laibach, 1926 r.

Самый серьезный, продуманный и оригинальный труд из здесь приводимых; но Он не лишен известной субъективности в проведении некоторых взглядов на технику, не находящих отклика в массе фигуристов. Много места уделено критике других авторов. O. Ketterer, Die Schule des Eisiaufers, Bern, 1925 г.

С содержанием этой книги автору не удалось ознакомиться.

А. Vieregg, Der Eisianfer, Berlin, II Auflage, 1927 r.

Весьма посредственный учебник. Автор пытается графически обозначить положение плеч и рук во время катания и дать специальную гимнастику в зале.
Dr. Fritz Reuel, Das Eissportbuch, Stuttgart, 1928 r.

Хорошо иллюстрированная книга, представляет собой компилятивный труд с многочисленными заимствованиями от других авторов, к сожалению, без ссылок. Автор пытается приписать сёбе создание теории скручивания стана, разработанной еще в 1909 г. Паниным (см. Фигурное катание на коньках, СПБ, 1910 г.).
Gustav Feiх, Das Kunstlaufen und der Tanz auf dem Eise, Wien, 1935 r.

Весьма оригинальное руководство, содержит своеобразную наглядную систему графического изображения движений фигуриста в школьном катании. Однако методика последнего придерживается теории проф. Фукса и техника, на наш взгляд, не совсем правильна. Зато в области произвольного катания и особенно танца дается интересный и содержательный материал. К сожалению, книга, в общем прекрасно изданная, вовсе не содержит иллюстраций, кроме чертежей. Схематические же изображения человеческих фигур ни в какой мере не отражают действительной пластики фигуриста.

    IV. НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Lois Magnus, Le patinage artistique, Bibliotheque Larousse, Paris, 1914 r.

Неплохо изданная книжка, большинство иллюстраций заимствовано из первого издания «Фигурного катания» Панина.
Charles Sabouret, Patineur, Paris, 1932 г. Содержание автору неизвестно.

    V. НА ШВЕДСКОМ ЯЗЫКЕ
Ulrich Salchow, Handbok i Konstakning pa Skridskor, Stockholm, 1906 r.

Это небольшая книжка, не только не дающая никакой помощи читателю, но содержащая ряд заведомо неверных указаний, наводящих на мысль, что автор умышленно не хотел передать никому своих достижений. Издана также и на немецком и французском языках.

Останавливаясь на литературе, вышедшей после 1900 г. на русском языке и воздерживаясь по вполне понятным причинам от оценки книг Панина, в отношении остальных мы должны признаться, что к разряду более или менее оригинальных и достойных внимания можно отнести, к сожалению, только одну — «Групповое катание» К., Ю. и М. Станкевичей.

«Спутник фигуриста», «Правила разрядных испытаний», «Разрядные испытания» и «Зимний спорт» — это лишь справочные брошюрки. Последняя представляет плохой и неверный перевод международных правил.