Теория фигурного катания на коньках

К овладению техникой катания гораздо легче и надежнее подходить, отдавая себе ясный отчет в механической сущности и значении каждого телодвижения, необходимого для выполнения всех элементов фигурного катания в их бесконечно разнообразной связи и сложности; здесь очень невыгодно руководствоваться только инстинктом и подражательной способностью.

Но прежде чем подойти к разбору техники, необходимо познакомиться с самой конкретной основой ее, с той фигурой, которую мы собираемся исполнять на льду. Поэтому мы делим теорию катания на две части: 1) теорию начертания фигур, основанную на геометрических возможностях путей скольжения конька и на эстетических требованиях красоты и симметрии рисунка, и 2) теорию техники, выполнения фигур, основанную на биомеханике и опять-таки на требованиях красоты постановок и телодвижений.

На основании изложенного выше теоретического материала, мы можем без труда сделать и дальнейшие практические выводы в области методики выполнения школьных фигур и установить определенные общие правила для каждой из них, независимо от хода, которым она выполняется, причем и специфические особенности выполнения фигур разными ходами (например, наружными и внутренними или задними и передними) могут быть обоснованы.

Так, например, общим законом для выполнения всех без исключения голландских шагов (в форме восьмерки) является обязательная в момент толчка постановка вперед (по движению) того плеча, которое обращено внутрь к центру описываемой окружности: таким образом, при начале дуги вперед (или назад) наружу на правой ноге вперед (или назад) выдвинуто правое плечо и рука; при начале внутреннего вперед (или назад) голландского шага на той же ноге выдвигается (или оттягивается) левое плечо. Этот закон вытекает из необходимости вращения корпуса по закривлению данной дуги, ибо если выдвинуть при начале дуги не внутреннее, а наружное плечо, то корпус окажется уже скрученным в сторону закривления данной дуги и исключена будет возможность дальнейшего вращения его в нужную сторону. Отсюда же вытекает требование полной неподвижности плеч и рук в самый момент толчка, — они начинают вращаться по закривлению тотчас по отрыве толкающей ноги ото льда.

С другой стороны, координация движений корпуса (скручивание его по закривлению) и свободной ноги (вынесение ее сзади наперед или, в задних ходах, наоборот) на наружных и внутренних ходах голландского шага производится по-разному, а именно: на наружных ходах эти два движения связаны в последовательном порядке — сперва скручивается корпус в сторону закривления, затем выносится свободная нога вперед (или назад), вызывая поворот и таза в ту же сторону и не нарушая поэтому равновесия при движении тела по конической поверхности. На внутренних же ходах мы вынуждены производить оба эти движения строго одновременно, потому что в этом случае вращение таза при выносе свободной ноги вперед (или назад) идет против закривления дуги и стремится вывести тело из поверхности движения, что и получается на практике, если мы не обезвредим вращательную инерцию таза одновременным противоположным скручиванием верхней части тела. Здесь для сохранения прежней поверхности движения требуется скомпенсировать мешающее вращение таза более сильным противоположным скручиванием корпуса. Это, конечно, наилучше достигается при полной одновременности этих взаимно встречных движений.

Из 6-го основного правила техники вытекает необходимость во всех голландских шагах, а следовательно и во всех остальных фигурах) помещать свободную ногу при начале фигуры внутрь следа, а после половины кольца (полувосьмерки)—наружу его; следовательно, на наружных ходах свободная нога держится сперва скрещенной с опорной, а в конце фигуры, наоборот, несколько вбок от нее; а на внутренних — вначале несколько в бок от опорной, а в конце сильно скрещивается с последней.

Из сказанного в конце X главы этой части о преимуществах I и II позиций в фигурном катании мы должны вывести правила ведения свободной ноги во всех голландских шагах, руководствуясь стремлением как можно дольше сохранять в них I и II позиции; отсюда требование выносить свободную ногу вперед на дугах вперед наружу и вперед внутрь как можно позже — не реже чем будет пройдено 3/4 или по крайней мере 1/2 всего круга; а на дугах назад наружу и назад внутрь выносить ее назад как можно раньше — не позже чем на второй четверти круга.

Отсюда вытекает требование при исполнений параграфов вперед сохранять II позицию в предварительном положении 2S и I позицию в таковом же 2S; и наоборот, в параграфах назад выносить свободную ногу назад уже на половине первой полудуги, чтобы в предварительных положениях 3S и 4S находиться соответственно в I и во II, а не в IV и III позициях. А отсюда, в свою очередь, при разрешениях обеих перетяжек назад является необходимость в дополнительном махе свободной ноги еще назад, а потом уже вперед — в целях достаточного ускорения хода.

Подобным образом нетрудно вывести все технические условия работы отдельных частей тела для каждой школьной фигуры.