Фигуры на двух ногах — змейки

Когда обе ноги, скользя по льду, описывают одна около другой различные рисунки, то получаются фигуры, называемые змейками (рис. 366 и др.); если же рисунки делаются только одной ногой около другой, которая лишь опирается на одну точку льда носком или пяткой, образуя центр для кругообразных движений первой ноги, то такие фигуры называются циркулями (рис. 377, 378 и др.). Оба рода фигур легко могут между собою комбинироваться.

Змейки как по рисункам их, так и при исполнении кажутся с первого взгляда необыкновенными хитросплетениями, которые понять чрезвычайно трудно. Поэтому для изучения этих фигур, по существу очень легких, необходимо начать упражнения с самых простейших — с элементов змейки.

Чтобы сделать приложенные рисунки более понятными, мы обозначили путь левой ноги линией более тонкой, чем правой.

Змейки исполняются непрерывным движением обоих коньков по льду, без поднятия какого-либо из них на воздух; поэтому за простейший элемент их можно принять перетяжку на двух коньках, которая в комбинациях с тройками, петлями, скобками, крюками и выкрюками может дать весьма большое число змеек.

Перетяжку на двух ногах можно делать тремя способами:
1.       Обе ноги попеременно обгоняют друг друга, как показано на рис. 363; в точке а правая нога впереди левой описывает дугу вперед наружу, причем тяжесть тела передана на правую ногу, левая же понемногу обгоняет ее, в точке b несколько удаляется от нее, надавливая на лед, и снова приближается, давая тем поступательное движение телу, а в точке с снова становится на один путь с правой впереди ее; здесь тяжесть тела передается на левую ногу, а правая начинает играть роль двигателя, обгоняя левую, удаляясь и вновь приближаясь к ее следу. Точно то же самое может быть исполнено и задним ходом, причем получится та же фигура в обратном направлении; на рис. 363 те же положения для заднего хода обозначены буквами А, В и С.

2.       Одна нога все время идет впереди другой по одному и тому же следу (рис. 364). Движение вперед или назад здесь получается подобно тому, как в перетяжке на одной ноге — перенесением центра тяжести с одной стороны на другую посредством поворота плеч, а также небольшим сгибанием и выпрямлением колен. Эта фигура для змеек не играет роли и имеет больше значения как предварительное упражнение для перетяжек на одной ноге, развивающее гибкость и силу стана.

3.       Обе ноги скрещиваются во время движения. В гл. III ч. III (рис. 149 и 150) мы указывали уже одно упражнение в перетяжках на двух ногах. Если в этом упражнении при сближении ног не разводить их тотчас снова, но продолжать обе линии так, чтобы они пересекались (рис. 365) и чтобы ноги на время скрещивались, то это и будет третий способ для перетяжек на двух ногах. При скрещивании какая-нибудь нога идет впереди другой; можно вести вперед все время одну и ту же ногу или же каждую поочередно. Все описанные упражнения полезно делать как вперед, так и назад.

Перейдем теперь к змейкам. В фигурах на двух ногах опорной ногой называется та, которая в данный момент служит главной опорой для тела; эту роль обыкновенно исполняет нога, ближайшая к центру описываемой дуги; таким образом, если ноги не скрещены, опорной бывает та, которая идет на наружном ребре, а при скрещенных ногах, наоборот, та, которая на внутреннем. Когда обе ноги идут на одинаковых ребрах, они обе одинаково загружены, как, например, на рис. 365 или в переходные моменты в нижеприведенных змейках. Если при описании задних ходов будет сказано, что одна нога идет впереди другой, то это означает, что первая опережает вторую в движении, хотя и находится относительно тела сзади ее.

Простая змейка есть комбинация перетяжки и тройки (рис. 366). В начале фигуры обе ноги стоят рядом на некотором расстоянии друг от друга, причем тяжесть тела передана на правую; затем левая первая движется вперед на внутреннем ребре, сближаясь с правой и вызывая тем движение вперед всего тела и правой ноги, которая идет на наружном ребре. В a левая нога проходит перед правой и скрещивается с нею спереди, далее меняет ребро, снова приближается к пути правой и в b снова проходит перед ней; в то время как левая достигает точки с и становится опорной, правая пересекает ее след в b и, описав около нее дугу, в точке d снова становится опорой. Здесь кончено первое колено змейки; обе ноги в точках c и d делают тройку почти одновременно, левая несколько раньше, — и начинают второе колено совершенно так же, как первое, но только назад: в с и d они имеют положение, соответствующее началу фигуры. Левая нога движется снова впереди правой, проходит перед ней в точке е, скрещиваясь сзади, затем, перейдя на наружное ребро, еще раз проходит перед правой в точке  f и, приближаясь к точке g, становится опорной; в этот момент правая пересекает ее след в f и, обгоняя ее, достигает h в то самое время, когда левая уже сделала в g поворот; поэтому здесь носки обеих ног сильно повернуты друг к другу. Далее, после поворота правой ноги, положение вполне тождественно с началом фигуры, и она продолжается в том же порядке. Эта змейка может быть начата и с левой ноги, тогда рисунок ее будет вывернут в обратную сторону, и правая нога в точках, соответствующих a, b, е и f, будет опережать левую.

Из простой змейки составлена известная старая фигура, называемая ножницами (рис. 367); ее можно сделать также в форме креста.

Двойная змейка есть комбинация перетяжки и двукратной тройки и отличается от простой тем, что вместо простой тройки каждая нога делает двукратную, а тело вместо полуоборота около своей оси — целый оборот; в двойной змейке соединяются правая и левая простые змейки, но зато вся фигура делается одним ходом, т. е. или вперед, или назад (если не считать промежуточных колен двукратной тройки).

Двойная змейка (рис. 368) начинается точно так же, как и простая, и до точек c и d нет никакой разницы, но далее, вместо перехода во второе колено простой змейки, корпус продолжает вращаться влево, левая нога описывает около правой дугу cf на внутреннем ребре, а правая в это время, оставаясь опорной, делает небольшую дугу de; в точке f тяжесть тела передается на левую ногу и от е и f начинается второе колено змейки с левой ноги: правая опережает левую в g, проходит впереди ее в А и т. д. в том же порядке, но в другую сторону.

То же самое можно сделать, начиная назад; рисунок годится и для заднего хода, надо только конец фигуры принять за начало и следить за линиями в обратном направлении.

Вместо короткой двукратной тройки в de, опорная нога может описывать петлю вперед или назад внутрь, как показано пунктиром.

Двойная змейка может быть сделана со скрещенными ногами. Рисунок получается тот же самый, но пересечения следа одной ноги другою происходят в другом порядке, как видно на рис. 369. В начале фигуры (рисунок показан для сравнения, начиная с левой ноги) правая нога скрещивается спереди левой и ставится на лед на некотором расстоянии от нее так, чтобы носки были обращены слегка друг к другу. Затем дается ход сближением ног, правая опережает левую, пересекая ее путь в а, после чего ноги остаются нескрещенными до b, где левая опережает правую и оказывается скрещенной с ней спереди; в таком положении ноги приходят почти одновременно — правая в с, а левая в d — и делают каждая свои две тройки, оставаясь все время скрещенными. После поворота в е и f начинается второе колено: левая пересекает путь правой в g, и ноги снова остаются нескрещенными до h, где правая опережает левую и оказывается скрещенной с ней спереди; в таком положении ноги приходят левая в i, а правая в j, и далее все повторяется, как и в первом колене, но в другую сторону.

Эта змейка может быть исполнена и задним ходом, но тогда она менее эффектна. Двойную змейку со скрещенными ногами венцы называют четверной скрещенной змейкой.

Есть еще один вид двойной змейки, которую венцы называют четверной змейкой: эта фигура существенно отличается от обыкновенной двойной змейки тем, что первый поворот делается тотчас после первого пересечения следов обеих ног, а не после второго. Начало такое же, как и в простой змейке: левая нога в а (рис. 370) пересекает путь правой и, оставаясь скрещенной, переходит на другое ребро. Но далее — иначе правая также меняет ребро и переходит на внутренний ход, скрещенные ноги (левая спереди) достигают b и c, правая несколько раньше делает поворот в b, и в то время, как левая делает в с свою тройку, правая описывает около нее дугу bd, наполовину развертывая скрещение ног, после чего левая в свою очередь обходит около правой из с в е, чем скрещение совершенно уничтожается, и ноги стоят параллельно; далее правая из d описывает дугу около левой, которая в это время делает тройку в е; в точке f правая опережает левую, и второе колено змейки продолжается аналогично первому. Подобным же образом эта змейка исполняется и назад. Четверная змейка назад — одна из приятнейших для исполнения и отлично проходит под двухдольную музыку.

Приведенные виды змеек представляют основные простейшие комбинации, из которых при помощи различных вариаций и сочетаний с другими фигурами, например с циркулями и пируэтами, можно составить бесчисленное множество различных сложных змеек; поэтому их надо изучить основательно, чтобы с уверенностью исполнять каждую, не путая  ее с другими; самое исполнение не представляет трудности; главное здесь—запомнить последовательность движения в каждой змейке.

Приведем рисунки еще нескольких известных змеек: рис. 371 изображает вариацию четверной змейки, названную в Вене «Александер-рэбе»; от четверной (рис. 370) она отличается только тем, что для первого поворота в точке b вместо перетяжки и тройки делается однореберный выкрюк. На рис. 372 изображена так называемая змейка Паульсена; она представляет вариант двойной змейки, где после первого поворота корпуса ноги скрещиваются и выходят из скрещения после последнего; эта змейка интересна положением кораблика, которое получается между первой тройкой (а) и второй (b), почему это место змейки обыкновенно растягивается, как показано на второй части нашего рисунка (сd).

Далее рис. 373 представляет венскую змейку, которая есть вариант предыдущей: в начале фигуры левая нога, вместо скрещения с правой, перетяжки и тройки, делает однореберный выкрюк, чем сразу достигается положение кораблика в ab.

На рис. 374 показана оригинальная змейка Сандерса, исполненная им в 1896 г. на состязании в качестве специальной фигуры.

Рисунок этой змейки принадлежит А. П. Лебедеву; он же был автором и следующей фигуры (рис. 375).