Игровые комбинации в тройках

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Конечно, можно заранее спланировать ход встречи или розыгрыш звеньями конкретной комбинации. Но ведь на поле события могут развернуться совершенно иначе, поскольку на это все 90 мин направляют усилия одиннадцать футболистов противоположной команды. В то же время непредсказуемость и нестандартность ситуаций часто приводят к желаемым результатам. Если, к примеру, на взаимную нейтрализацию друг друга тактически отдельные звенья еще и можно как-то организовать, то упредить проявления индивидуального мастерства значительно труднее (а подчас и просто невозможно). Поэтому совершенно очевидно, что мастерство взаимодействующих партнеров должно управляться разумом, а оригинальность решения опираться на свободу выражения мастерства каждым игроком в конкретной обстановке. Понимание ключевых моментов комбинации и хорошее знание того, как и когда целесообразнее их использовать, — свидетельства способности игроков быстро выбирать наиболее правильное решение из общего многообразия возможных вариантов.

Скажем, соперник разгадал план игры, сумел спутать замысел команды, нашел удачную контригру. Что делать? Какие предпринять меры? Надо на ходу перестраиваться, искать и находить у соперника слабые места в иных, чем ожидалось, обстоятельствах. Оценить обстановку, принять правильное решение, перестроиться и повести за собой товарищей могут только грамотные и волевые футболисты, умеющие и не боящиеся взять на себя инициативу и ответственность. Причем это должно делаться не на авось, не на веру в счастливый случай, а с творческим подходом.

Но творчество, как известно, зиждется на умении, а умение — на систематической, кропотливой работе. Работе не только по указке тренера, не только потому, что надо «отработать» тренировку так, чтобы не услышать замечаний и упреков наставника или старших товарищей, но и потому, что ты — игрок команды мастеров (!), что за тобой с трибун стадиона и с экранов телевизоров наблюдают миллионы зрителей. Словом, ты — мастер! И не имеешь права играть плохо или посредственно, играть без огня, без задора.

У знаменитого форварда сборной Голландии и амстердамского клуба «Аякс» Йоханна Круиффа как-то спросили: «Когда заходит звезда мастера?» И Круифф ответил: «Когда тот посчитает, что все знает и все умеет...» Об этом нелишне напомнить нашим молодым (да и не только молодым) игрокам, будто бы стесняющимся отрабатывать на тренировках то, что хуже всего у них получается, — удары по мячу головой, удары с дальних дистанций, передачи, удары «слабой» ногой, остановки мяча и т. д. Пусть лучше их слабости увидят на тренировке пять-десять товарищей и тренеры, чем десятки тысяч зрителей на трибунах...

Поскольку склонность к принятию нестандартных решений в звене сильнее у игрока тактически более грамотного, он в основном и конструирует комбинации. Но это совсем не означает, что взаимодействующим футболистам уготована лишь роль исполнителей замыслов своего партнера. Напротив, они тоже созидатели и чем выше их мастерство, тем чаще соперники оказываются в проигрыше.

Тактика создания численного превосходства на каждом участке поля требует от всех футболистов постоянного участия в игре. Но без умения искусно выполнять технические приемы в сложных условиях борьбы с соперником, без способности творчески мыслить, без тактической грамотности игра звеньями, как правило, обречена на неудачу.

Доказано, что чем проще тактический ход, тем короче путь к воротам соперника. Однако иной раз этот простой ход требует виртуозности и внезапности игровых действий всей команды.