Заключение

Страницы: 1 2 3 4 5 6

С внедрением в международную футбольную практику все более эффективных тренировок резко возрос уровень физических и психических качеств, намного шире стали технические возможности игроков. Исчезают ныне (и пожалуй, окончательно) чистые амплуа. На смену узким специалистам в футбол приходят сегодня универсалы, умеющие и в силу одаренности, но главное — упорным трудом научившиеся) решать сложнейшие тактические залечи. Гораздо выше теперь требования и к функциональной готовности каждого играющего. А чтобы футболисты обладали такой готовностью, тренерам все чаще приходится прибегать к использованию специальных упражнений тактико-технического характера. Причем все тренировочные упражнения и тактические приемы надо максимально приближать к игровым (чисто футбольным) ситуациям: моделировать в тренировочном зале и на поле ход будущих матчей и отдельные фрагменты; непременно вводить в занятия игровые контакты; подключать к атаке или к обороне такое число игроков, которое необходимо по ситуации; учить футболистов искусству точного паса в условиях «неприятельского» окружения, или плотной опеки. А передача при плотной опеке требует особого навыка. Да, пожалуй, и решительности: чтобы успеть адресовать мяч партнеру в нужном направлении в условиях даже простого прессинга, надо быть в ладах с высокой исполнительской техникой. А этому, разумеется, необходимо учить каждодневно, скрупулезно отрабатывая самые разнообразные приемы и всякий раз находя наиболее правильные решения.

Естественно, каждый тренер имеет право на эксперимент. Но, экспериментируя, он должен исходить из прогрессивных — современных — концепций, в которых, как показали VII чемпионат Европы во Франции и XIII чемпионат мира в Мексике, матчи ярко окрашивал бы наступательный порыв. В ходе соперничества лучших команд мира и континента совершенно отчетливо прослеживался логичный футбол, в котором не оставалось места бездумной игре. Поединки велись широкомасштабно, с калейдоскопической взаимозаменяемостью игроков всех линий. И не случайно, ибо успеха добивались только команды, сочетавшие тактические заготовки с импровизацией. Те же, кто только строго следовал схеме, играл лишь дисциплинированно, но не выходя за рамки «заданного», ни побед, ни одобрений зрителей не добивались.

Финальные турниры мирового и континентального чемпионатов — как бы своеобразные вехи, по которым сверяется курс совершенствования нашего футбола с курсом развития игры во всем мире вообще и в Европе в частности.

Поиски и разучивание различных тактических решений на примерах лучших команд мирового футбола несомненно окупятся, ибо сделают игру высокоэффективной (а потому и более зрелищной).

Но как претворить найденное или увиденное в жизнь?

Ведь на практике получается сплошь и рядом куда сложнее, чем в теории, что ставит тренеров в трудное положение.

Сегодня наши футболисты тренируются по времени значительно больше, чем прежде. Но это все равно не обеспечивает, да и не может обеспечить, нужный рост их мастерства. Почему? До сих пор во многих командах мастеров обучение и совершенствование ведется устаревшими методами. Организация учебно-тренировочного процесса, его содержание является полной прерогативой тренера. Не вызывает сомнения, что тренерский опыт очень важен. Но то, что было хорошо вчера, уже явно недостаточно сегодня. Конечно, полезно было бы любому тренеру в своей работе опираться на научно обоснованную систему анализа игровой деятельности футболистов. Однако такой анализ в наши дни пока в основном сводится лишь к примитивной созерцательной оценке («хорошо» либо «плохо»), реже — к количественной характеристике индивидуальных и групповых действий. Поэтому необходимо чутко улавливать все изменения, происходящие в современном футболе, быстро реагировать на них и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс.