Заключение

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нынче игра убыстрилась. За перемещениями футболистов на поле порой трудно проследить. Иной раз приходится ловить себя на мысли, что их действия и многочисленные перемещения без мяча не успевают осознать не только игроки противоположной команды, но и сами взаимодействующие в атаке партнеры. Сегодня игроки все чаще действуют на предельных или околопредельных скоростях, их перемещения как с мячом, так и без мяча носят завуалированный характер, атакующие то и дело предлагают соперникам решать задачи со многими неизвестными. Да и в обороне футболисты теперь действуют куда решительнее и быстрее, чем раньше. Поэтому нередко в адрес футболистов раздаются упреки от тренеров, даже после выигранного матча, о якобы ошибочных действиях партнеров, об отсутствии логики при игре в том или ином эпизоде и т. д. Чем же вызваны такие неувязки?

На мой взгляд, это естественно, ибо не все футболисты одинаково понимают игровую ситуацию, а поэтому не всегда партнеры действуют в тактическом плане синхронно. Скажем, там, где один успевает за ходом быстро развивающихся событий предвидеть дальнейшее развитие комбинации, другой этого не может. И этому не следует удивляться, поскольку даже самые опытные игроки нередко расходятся в оценке того или другого эпизода.

Игра — это канва, по которой футболисты действиями с мячом и без мяча «вышивают узоры», создают на поле тактическое многоцветие. Нет игроков — нет игры. Поэтому главное из достоинств тренера — суметь поставить перед коллективом реальные задачи, точно подобрать и расставить исполнителей, которым и доверить техническую сторону дела, «развязав» им руки. Многолетняя практика показывает: тренеры даже просто не мешающие (а должны-то ведь всемерно способствовать!) игроку действовать естественно и самостоятельно имеют неоспоримое преимущество и добиваются более весомых результатов раньше. И еще: надо внушить своим подопечным, чего они не должны делать. А что они должны делать, решать самим игрокам, на то они и мастера своего дела.

Футболист прежде всего импровизатор. Он обязан мыслить творчески, подходить к осуществлению тактических задач сообразуясь с обстановкой, уметь сыграть экспромтом, изобретательно, чтобы успешно завершить задуманный с партнерами тот или иной розыгрыш. В противном случае игра превращается в пустую беготню за мячом, исчезают коллективные действия, матч становится бесцветным и скучным. А это уже беда.

В этом отношении небезынтересны высказывания бывшего наставника сборной команды ФРГ Хельмута Шёна в статье «На тренировке — как в игре»*. Он пишет: «Современный замысел тренировок должен быть специально «приспособлен» не только для тренеров, но и для игроков. Современные игроки экстра-класса должны полностью сознавать требования, которые предъявляет спорт высших достижений, и выработать правильную позицию по отношению к этим требованиям. Согласно этому, тренировка должна содержать три следующих основополагающих фактора:
а) основным фактором тренировки является сама игра, то есть действия с мячом;
б) физическая подготовленность — техника — тактика. Три эти аспекта различны, но в ходе тренировки и матча они переплетаются;
в) матч требует полной отдачи сил. Он является началом и концом кругового процесса, идущего от матча к тренировке и затем снова к следующему матчу».

Тренировочное поле сегодня — поле поиска, эксперимента выдумки. Любая творческая мысль диктуется стремлением развить и усилить атаку, повысить конечную результативность, сохранить и преумножить все то, чем жива игра.

* «Спорт за рубежом», № 16. Издание Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1980.