11 метровый удар

Страницы: 1 2 3

В чем же заключался этот стереотип?

1. Разбег делать всегда с одного и того же места.

2. Находиться при разбеге на воображаемой прямой линии, на которой должны быть мяч и правая от него боковая штанга.

3. Удар производить «щечкой» (по мере тренировки обеспечивается равный успех для поражения любого из углов).

По мысли Бескова, смысл подобных тщательных приготовлений не только в том, что они помогают технически организованно завершить пенальти. Не менее важно и то, что футболист обретает душевное равновесие. Заставляя себя готовиться к удару дисциплинированно, по раз навсегда заведенному порядку, он мысленно прослеживает весь путь до удара, констатируя, что ничего не упущено, что все, как на тренировке. Кроме того, такие «ритуальные» заботы отвлекают от внешних раздражителей, позволяя предельно сосредоточиться. Возникает внутренняя убежденность, некое творческое спокойствие.

Дело остается как бы за малым: нанести последний штрих — сам удар.

Такой метод, которого, кстати, в дальнейшем придерживался и я, имеет неоспоримое достоинство. Но он зиждется во многом на самодисциплине и самовнушении.

Есть еще один способ, требующий твердой уверенности в тебе, высокой техники исполнения.

Таким способом бьет пенальти знаменитый Пеле. В былые времена он вообще не специализировался на одиннадцатиметровых штрафных. Лишь когда цифра забитых им мячей достигла 600, он решился стать пенальтистом. И толкнуло его к этому не личное тщеславие, а настоятельные требования «торсиды», побуждавшей своего кумира достичь форсированным маршем рубежа тысячного гола. Свои «пенальти» Пеле выполнял в совершенно необычной манере. Разбег начинал издалека, чуть ли не от центра поля, что само по себе выбивало вратаря из психологического равновесия. Уже перед самым ударом Пеле внимательно до последнего момента наблюдал, на какую из ног переносит вратарь центр тяжести тела, готовясь отразить удар, и... спокойно посылал мяч в сторону, противоположную той, куда ожидал вратарь. «Несчастные» вратари вскоре раскусили подвох, ожидавший их всякий раз, когда они имели дело с Пеле, и тоже прибегали к уловке. При его приближении они стали закрывать колени руками. И все-таки у Пеле остался козырь — поза соперника скованная, и он отправлял мяч в любую сторону мимо вратаря.

Подавляющее большинство пенальтистов заранее планируют, в какой угол и как бить. Манера же Пеле — пожалуй, единственная в своем роде — позволяет решать эту проблему в самый момент удара. Ее с полным правом можно назвать в высшей степени творческой».

Игрокам до удара целесообразнее располагаться так, как показано на рис. 47. Нападающие (9 и 10) размещаются вблизи штрафной площади соперников (у места пересечения дуги с линией штрафной). Сбоку от них, в 3—б метрах, встают полузащитники (6 и 7). В случае, если их партнер произведет удар в стойку, отскочившим мячом может овладеть один из этих игроков и добить его в ворота.

Возможен и такой вариант. Нередко вратарь, парируя удар, отбивает мяч в поле. Поэтому крайним форвардам  (8 и 11) лучше всего занять позиции у боковых линий штрафной площади: они смогут быстро устремиться навстречу мячу и ударить по воротам.

Одиннадцатиметровый удар может быть реализован и другим путем: бьющий вместо сильного удара легким пасом на 1—2 метра откатывает мяч вперед-вправо, а его партнер, стоящий сзади, быстро выбегает и производит удар по цели. Все эти варианты требуют четких и согласованных действий игроков.