Методические рекомендации

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вот одно из довольно эффективных подготовительных упражнений «игры в стенку» с завершающим ударом по воротам, которое может быть рекомендовано для применения в тренировках.

В штрафной площади устанавливается тренировочная стенка (рис. 53). Нападающий с мячом бежит вдоль линии штрафной площади, а затем сильно посылает его под углом в тренировочную стенку. Далее, продолжая движение, нападающий принимает отскочивший от стенки мяч и направляет его в ворота. В этом упражнении могут принимать участие 6—8 футболистов. По мере освоения комбинации тренер может передвинуть стенку, создав для занимающихся новую игровую ситуацию. Если стенка ставится близко к воротам, нападающие посылают мяч в цель крученым ударом. Упражнение развивает у игроков расчет, точность, совершенствует удар по мячу с поворотом.

В дальнейшем в учебно-тренировочных занятиях можно использовать более сложное упражнение «игры в стенку» — с участием нескольких разыгрывающих футболистов (рис. 54).



В этом упражнении участвуют три нападающих и вратарь. Мяч устанавливается в центральном круге. Игрок А подает мяч крутой траекторией игроку Б на голову, а сам бежит вперед. Игрок Б отыгрывает («сбрасывает») мяч («игра в стенку») обратно на ход партнеру А, который сразу же передает его игроку В и продолжает бег. Игрок В отдает пас обратно нападающему А («игра в стенку»), который подхватывает мяч и, пройдя несколько вперед, производит удар по воротам.

Основные задачи упражнения; точная высокая передача; передача с последующим рывком; точная передача мяча головой на  выход партнеру; обучение «игре в стенку»; завершающий удар по воротам после быстрого дриблинга.

Вариантов подобных упражнений немало.

Сопровождаясь выработкой и закреплением полезных условных рефлексов, они способствуют совершенствованию автоматизма движений. Игроки начинают выполнять те или иные движения легко, экономично, быстро.

Любая тренировка, как известно, основана на многократном повторении комбинаций, следовательно, требует от занимающегося немалых психических усилий для преодоления  утомительного и тягостного однообразия.

Тренер, в свою очередь, должен воспитывать у футболистов способность к выполнению длительных нагрузок, вырабатывать «умение быть терпеливым», не снижая интенсивности в работе. Игроки должны быть приучены к выполнению заданий не только до какого-то кажущегося предела своих возможностей, но и стараться превзойти этот предел.

При выполнении упражнений следует обращать особое внимание на то, чтобы они способствовали выработке чувства ориентировки, умению видеть партнера и оценивать складывающуюся ситуацию.

Упражнения такого рода можно интенсифицировать, сделать их еще эмоциональнее и разнообразнее, а главное — полезнее. В этом плане тренеру следует подбирать такой комплекс упражнений, который помог бы футболистам разучить ту или иную комбинацию.

Для успешной реализации этой задачи тренер может в своей повседневной работе использовать ряд брошюр и книг, в которых собраны и систематизированы самые различные упражнения и тактические комбинации. К таким пособиям следует отнести, например, брошюру заслуженного тренера СССР Б. Т. Апухтина «Тактическая подготовка футболистов» (издательство «Физкультура и спорт», 1961г.), книгу заслуженного тренера РСФСР Б. Я. Цирика «Игровые упражнения в тренировке футболистов» (издательство «Физкультура и спорт», 1966 г.) и ряд других.