Методические рекомендации
Страницы: 1 2 3 4 5 6Приступая к разучиванию той или иной комбинации, тренер прежде всего должен рассказать о целесообразности применения этой комбинации, а также раскрыть ее преимущества и возможные недостатки. Для этого могут быть использованы макет футбольного поля, фотоснимки, кинокольцовки, схемы, посещения футбольных матчей.
Вначале следует проводить комбинацию в упрощенных условиях. Если игроками были допущены существенные ошибки, тренер должен сразу же указать на них, выявить причины.
Разучивая, например, комбинацию при начальном ударе, когда мяч разыгрывают не три, а два футболиста, тренер должен требовать от нападающих как можно скорее выходить на исходные позиции для получения паса. В то же время футболистам, разыгрывающим мяч, должно быть дано, задание: передавать мяч вперед только тогда, когда есть уверенность, что один из партнеров овладеет им раньше, чем предполагаемый соперник.
По мере освоения комбинацию следует постепенно усложнять, ставя на пути движения игроков препятствия.
Разучивание тактических комбинаций идет параллельно с совершенствованием техники игры. Осваивая, например, вбрасывание мяча из-за боковой линии, игроки в то же время отрабатывают технику передачи и остановки мяча. Сначала вбрасывания из-за боковой производят не спеша и на небольшое расстояние; по мере усвоения скорость и дальность броска увеличиваются.
Очень эффективно такое упражнение (рис. 48). Три группы игроков (по 2—3 футболиста в каждой) располагаются в форме треугольника. Расстояние от группы А до группы Б 20 метров, от группы В до групп А и Б — 25 метров. Игрок группы А вбрасывает мяч обеими руками из-за головы на первого игрока группы Б, который выбегает навстречу мячу, и с ходу отыгрывает его партнеру группы В. Игрок группы В проходит с мячом немного вперед и затем посылает его на позицию игрока из группы А. Все футболисты сразу после передачи меняют места в направлении против часовой стрелки.
В этом упражнении совершенствуются точность броска на дальнее расстояние, отыгрыш мяча в одно касание, точный пас партнеру в ноги, быстрый подхват мяча, точная навесная передача, рывок с последующей передачей.
Для совершенствования вбрасывания с завершающим ударом по воротам может быть использовано следующее упражнение (рис. 49). 6—8 игроков делятся на две группы. Одна группа располагается вблизи штрафной площади, другая — в 10—15 метрах от боковой линии поля. Игрок группы А бросает мяч обеими руками из-за головы в штрафную площадь, а сам устремляется к группе Б и пристраивается к ней сзади. Игрок группы Б набегает на мяч и производит удар по воротам. После удара он занимает место в группе А, которая вбрасывает мяч. Этим упражнением отшлифовываются техника и точность броска, так как игроку важно послать мяч точно в ноги, на голову, на грудь, с различной скоростью и траекторией, с тем чтобы партнер мог сразу же направить мяч в ворота. Таким образом, тренировка во вбрасывании с успехом объединяется с тренировкой в ударах по воротам.
Для совершенствования точности вбрасывания футболисты могут посылать мяч в обозначенные на поле участки (центральный круг, штрафную площадь и т.п.). Чтобы повысить интерес к занятиям, можно установить контрольные нормативы.
Комбинации при ударе мяча от ворот можно разучивать следующим образом: игроки разбиваются на две группы, одна вводит мяч в игру от ворот, другая старается завладеть мячом. Занимающиеся при введении мяча посылают его свободному партнеру, находящемуся дальше всех от своих ворот. Футболисты второй группы стараются перехватить мяч.