Удар от ворот и введение мяча в игру вратарем

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Опыт игры лучших команд показывает, что целесообразнее всего посылать мяч на фланги. Защитники, как правило, находятся в зонах, охраняя подступы к воротам  где-то в середине своей половины поля. При передаче  мяча к боковой линии вратарь руководствуется не только мотивами безопасности своих ворот, но и правилами успешного начала наступления, а также увеличением возможностей  для  удобного приема мяча партнером. Когда, например, крайний защитник получает мяч от вратаря, ему нужно сделать лишь не более 3/4 оборота, чтобы оказаться лицом к воротам соперника и начать движение вперед. Посылать мяч в центр не рекомендуется, так как обороняющиеся   значительно   плотнее   располагаются вдоль продольной оси поля, чем по его сторонам. Причем игрок, стоящий в середине, находится в менее выгодном положении: он видит лишь одну часть поля, так как обращен лицом к своим воротам, в то время как партнер на краю просматривает все поле. По мнению заслуженного мастера спорта Е. В. Фокина, следует вообще избегать передач  в центральную часть своей половины поля, то есть в пределы площади, которую мысленно можно ограничить линиями, проведенными от углов штрафной площади к боковым точкам центрального круга.

Лучше адресовать мяч крайним форвардам, которые должны несколько придвинуться к вратарю, получить от него передачу и начать наступление.

Отдавая мяч точно, вратарь решает сразу несколько тактических задач: разряжает обстановку в своей штрафной площади и дает возможность своим защитникам и полузащитникам разобраться в сложившейся игровой обстановке и занять правильные позиции.

Особенно успешно может быть введен мяч в игру, если перед этим команда соперников осуществляла, например, наступление с выходом вперед одного из защитников, упустив мяч за лицевую линию.

Своевременное исполнение удара от ворот, ложные маневры нападающих (следует преднамеренно идти на сближение с обороняющимися или, наоборот, освобождаться от их «опеки»), четкая согласованность действий вратаря и полевых игроков—основные условия для успешного начала комбинации.

На рис. 7 показана комбинация, которую не раз применяли в сезоне 1970 года футболисты московского «Динамо».

Лев Яшин поставил мяч на угол вратарской площадки для удара. Крайние нападающие (7 и 11) плотно «опекаются»   полузащитниками   (6 и 7)   обороняющейся команды. Только что атаковавшие форварды соперника (8, 9, 10 и 11) расположились вблизи штрафной площади и внимательно следят за действиями Яшина, не давая ему возможности разыграть мяч с одним из своих защитников.

В такой ситуации нападающий (8), которого не очень внимательно «сторожит» игрок обороняющейся команды (5), быстро устремляется к Яшину и сразу же получает от него мяч. В дальнейшем он либо сам продолжает наступление, либо передает мяч одному из свободных партнеров.

При осуществлении этой комбинации любой динамовский игрок, решивший сыграть с вратарем, всегда своевременно выходил на свободное место для приема мяча, то есть именно в тот момент, когда Яшин был готов немедленно произвести удар от ворот Причем, как правило, он оказывался на свободной позиции одновременно с направленным туда мячом.

Приведенный вариант организации наступления не раз позволял динамовцам добиваться успешного результата.

При введении мяча в игру нередки случаи, когда несогласованность действий нападающих и вратаря не позволяют последнему точно произвести удар от ворот и послать мяч партнеру. Обычно это проявляется так. Вратарь приготовился произвести удар по мячу. Полевые игроки активизировались и быстро устремились вперед на половину поля соперников. При этом каждый из них заботится только о том, чтобы как можно больше оторваться от своего «опекуна» и приблизиться к штрафной площади чужих ворот. Но никто из футболистов не идет на сближение со своим вратарем и не пытается получить от него мяч для дальнейшей организации наступления. Игроки не понимают затруднений своего вратаря: ведь адресовать мяч некому! В результате следует сильный удар, и мяч без особого труда отбивают защитники другой команды. Так плохо порой начинаются комбинации.