Вбрасывание мяча из-за боковой линии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Если мяч от ноги соперника ушел за боковую линию, недалеко от углового сектора, может быть разыграна следующая комбинация. Игроки нападающей команды располагаются так, как показано на рис. 16. Один из футболистов занимает место вблизи линии ворот, недалеко от боковой штанги, а другой — около штрафной площади соперников. Остальные партнеры также располагаются около штрафной, но смещаются несколько вправо, увлекая за собой «сторожей» и освобождая зону перед воротами.

Внезапно игрок сильно бросает мяч своему партнеру, расположившемуся вблизи боковой штанги, а сам устремляется вперед. Приняв передачу, он сразу же отдает пас низом набегающему форварду, который с близкого расстояния и производит завершающий удар.

При броске мяча по высокой траектории для быстрого проведения комбинации нападающий может направить мяч своему партнеру ударом головой в одно касание. Зачастую обороняющиеся не успевают перестроить свои ряды и помешать завершению такого короткого розыгрыша.

Однако, как показывает практика, при вбрасывании мяча из-за боковой линии решающим фактором часто является не дальний посыл мяча, а правильный выбор места игроками. В этих целях нередко применяется концентрация нескольких футболистов вблизи вбрасывающего. Это позволяет нападающим удерживать около себя своих «сторожей» и дает возможность партнеру вбросить мяч из аута на свободное место. Свободный от «опеки» игрок может без помех войти в эту зону, овладеть мячом и произвести удйр по воротам.

На рис. 17 показана комбинация, в основе которой как раз и заложены отвлекающие действия игроков, для того чтобы создать своему партнеру выгодный момент для обстрела ворот. Ее провели футболисты итальянской команды «Фиорентина» (Флоренция) в матче 1/8 финала Кубка европейских чемпионов с киевскими динамовцами, состоявшемся в 1969 году в Киеве.

Правый полузащитник итальянской команды Д. Брицци (6) сделал замах для вбрасывания мяча у средней линии на половине поля динамовцев. К нему навстречу устремились правый крайний нападающий Л. Кьяруджи (7) и центрфорвард М. Мараски (9) и «увели» за собой левого защитника (4) киевлян и полузащитника И. Сабо (6). Одновременно нападающий Д. де Систи (10) внезапно  «оторвался» от своего «опекуна» В. Серебряникова (8) в свободную зону и, получив вброшенный ему мяч, с ходу произвел удар по воротам.

Сущность этой довольно простой, но эффективной комбинации заключалась в том, что нападающие «Фиоренти-ны» Кьяруджи .(7), Мараски (9) и де Систи (10) начали перемещаться одновременно в нескольких направлениях. Двое устремились к игроку, готовящемуся вбросить мяч, а третий — к воротам динамовцев. Большое значение при таком розыгрыше имело «поведение» полузащитника Брицци (6). Вначале он всеми своими действиями показал, что намеревается бросить мяч крайнему нападающему Кьяруджи (7), но в самый последний момент передал его в центр, выводя для приема мяча форварда де Систи (10). Успех комбинации был достигнут еще и тем, что Брицци (6), используя сложившуюся ситуацию, произвел вбрасывание внезапно. Это не позволило динамовцам вовремя занять выгодные позиции и помешать атакующим действиям нападающего итальянской команды.

Внезапность при вбрасывании мяча из-за боковой лилии нередко приобретает решающее значение. Футболист с мячом имеет мало времени для оценки сложившейся ситуации и принятия правильного решения. В этой связи часто возникают споры, кому должна принадлежать инициатива: вбрасывающему или его партнерам? Одни считают, что футболист, готовящийся ввести мяч в игру, является дирижером и партнеры обязаны ему подчиняться, создавая выгодные условия для начала комбинации. Другие утверждают, что именно игроки, не владеющие мячом, должны быть организаторами наступления, так как легче ориентироваться в обстановке и проще выйти на удобную для приема передачи позицию. Кроме того, единоличное  руководство может связывать инициативу остальных игроков. Все это действительно так, если речь идет о футболе вообще. Однако, как показывает практика, при вбрасывании свободу выбора действий, а значит, и инициативу имеет футболист, готовящийся ввести мяч в игру. Именно он делает выбор, и на нем, как правило, лежит основная доля творчества. Остальные партнеры выполняют свои действия по заранее определенному плану с известной долей автоматизма (если комбинация заранее наиграна на тренировках). Но это совсем не означает, что они не должны помогать находить наиболее правильные решения для начала комбинации.