Теоретическая подготовка команды к состязанию

Каждое состязание имеет свои особенности, и поэтому каждая предстоящая игра должна быть детально обсуждена и проводиться по заранее обдуманному тактическому плану. Это обсуждение следует проводить до первой двусторонней тренировки, на которой опробываются намеченные тактические варианты. Чтобы команда умела осуществлять тактические замыслы, необходимо постоянно повышать теоретический уровень игроков. Нужно убедить их в необходимости и целесообразности разбирать предстоящие и прошедшие соревнования и делать из полученного опыта определенные выводы.

Необходимо добиваться, чтобы игроки всеми силами старались осуществить заранее продуманный тактический план.

План разбора предстоящего состязания

1.       Объявляется соревнование с такой-то командой, дата, время, поле и его местонахождение, место сбора игроков, время сбора, время переодевания, цвет формы, обувь (особенно это касается шипов в связи с различным грунтом).

2.       Команде излагают ее положение в календаре (на первенство города, области и т. д.). Обсуждаются перспективы на случай выигрыша, ничьей и проигрыша. Положение следует излагать без всяких прикрас, чтобы команда серьезно отнеслась к предстоящей встрече.

3.       Значение этой игры: а) для спортивного общества, клуба, спортивного коллектива и т. п., б) для общественного мнения.

4.       Сообщаются сведения о противнике, о его возможностях, его положении в календаре и его перспективах, о его последних играх и возможном составе игроков.

5.       Объявляется состав команды на предстоящую игру.

6.       Определяется основной способ игры, который нужно навязать противнику, например: игру низкими передачами, игру длинными передачами, игру преимущественно краями или серединой и др.

7.       Даются точнее задания отдельным игрокам. Например:
Задание защитникам: а) тщательно страховать друг друга, применяя диагональное перемещение, б) держать «вплотную» определенного игрока.

Задание полусредним нападающим: а) на своей половине поля нейтрализовать полузащитников противника, б) на чужой половине поля меняться местами между собой и с другими игроками, в) учитывая то, что вратарь противника низкого роста, чаще бить издали в верхнюю часть ворот.

8.       Устанавливается, кто производит штрафные, угловые и 11-метровые удары.

9.       Игрокам лишний раз напоминается о том, что необходимо играть корректно, без всякой грубости, не разговаривать с судьей и противниками.

Разбор предстоящей игры должен проходить так, чтобы после него игрок уходил, воодушевленный желанием выполнить все свои обязанности.

В перерыве состязания

В перерыве состязания большая часть времени уделяется отдыху, во время которого в раздевалке необходимо соблюдать тишину. Должны быть исключены всякие споры по поводу первой половины соревнования. В конце перерыва следует сделать команде краткие, четкие указания, дать задания на вторую половину игры, не вдаваясь в анализ первой половины игры.

Кроме того, в случае неудачного исхода первой половины игры надо подбодрить команду, успокоить ее.

Разбор прошедшего состязания

При разборе прошедшего состязания прежде всего следует установить, как претворялись в жизнь намеченные тактические варианты и указания, что из намеченного осуществилось и какие дало результаты, что не осуществилось и по каким причинам. Эти причины следует искать в своей команде и действиях ее игроков, не допуская ссылок на различные причины извне.

Производящий разбор излагает ход игры, указывая, что и когда, на каком этапе игры происходило. При этом отмечается, как отдельные игроки выполняли задания (подчеркиваются успехи игроков и отрицательные их действия, особенно связанные с неточным выполнением задания). Ошибки тщательно разбираются и обсуждаются.

При разборе каждого состязания нужно определить недостатки в технике и тактике игры и установить их причины. Установление недостатков команды в целом и отдельных игроков определяет содержание предстоящих тренировок, В результате разбора игры команда должна понять, почему в занятиях уделяется больше внимания тому или иному разделу тренировки.

При разборах игр полезно использовать макет поля, на котором наглядно изображаются положения, повлиявшие на исход игры.

Разбор прошедших и предстоящих состязаний повышает теоретический уровень команд и мобилизует игроков на серьезную тренировочную работу.

Круглогодичная учебно-тренировочная работа

Для повышения спортивных достижений учебно-тренировочную работу по футболу необходимо вести круглый год. Круглогодичная тренировка позволяет с наступлением футбольного сезона быстро восстановить и повышать спортивную форму футболистов. Кроме того, круглогодичная тренировка обеспечивает постоянство состава команд, способствует повышению моральных и волевых качеств футболистов, улучшению их состояния здоровья.

Учебно-тренировочная работа проводится круглый год и разделяется на три периода:
1.       Подготовительный период — охватывает: а) зимнюю подготовку, б) предсезонную подготовку, в) первые выходы на поле.

2.       Основной период — период систематических состязаний.

3.       Переходный период — начинающийся осенью, после окончания сезона,—до начала зимы.