Техника игры

Основным элементом игры являются броски биты в цель. Они могут производиться, главным образом, с места.

Сущность точного броска биты с места заключается в том, что после выпуска с руки она должна вращаться в полете параллельно поверхности земли и при приземлении соприкасаться с городом всей своей плоскостью параллельно лицевой линии. Такой удар получил название «лобового» (рис. 1) и является в игре основным.

Прежде чем произвести бросок биты, игрок обычно занимает следующее положение: став лицом к своему городу, выставляет левую ногу вперед (при броске с правой руки), а правую отставляет назад приблизительно на ширину плеч, причем носок левой ноги находится почти на одной линии с каблуком правой; центр тяжести тела — на обеих ногах. Из этого положения выполняется замах: рука с битой движется по дуге вниз-назад, центр тяжести тела переносится на правую ногу. Затем бита выносится вперед, центр тяжести тела переносится на левую ногу, правая нога одновременно выпрямляется, и бита выпускается из руки. Описанное исходное положение не является каким-либо каноном, в нем, конечно, будут иметь место индивидуальные отклонения.


Новички и женщины часто бросают биту не через сторону, а из-за головы, что представляет значительную ошибку, так как бита в этом случае не имеет ровного вращения и, приземляясь, соприкасается с бетоном одним из своих концов. Правильный бросок всегда производится через сторону совершенно выпрямленной или полусогнутой рукой. При первом способе рука остается выпрямленной как в момент замаха, так и при выносе биты (рис. 2), во втором — она полусогнута (рис. 3).


Броски с кона. Большинство бросков с кона производится лобовым ударом, для выполнения которого игрок должен уметь соразмерять расстояние до цели, силу броска и тяжесть биты. Если при броске биты им это не учтено, то получается: а) недолет, б) перелет, в) удар концом биты, г) полный уход биты в сторону или д) вертящаяся во время полета бита неправильно соприкасается с городом — не параллельно его лицевой линии, а наискось. При этом необходимо различать «недоразворот» биты (рис. 4) и «переразворот» ее (рис. 5). Для правильного разворота биты нужно плавно и всегда с одинаковой силой выпускать ее из руки. Если же бита все-таки ложится наискось, причину этого следует искать в другом: в неправильном выборе расстояния до цели или в неправильной оковке биты. Последняя имеет большое значение и должна производиться  таким образом, чтобы центр тяжести биты лежал в 50—60 см от ее ручки.



Удары битой с кона выполняются игроками различными способами в зависимости от расположения городков выбиваемой фигуры, но цель всегда преследуется одна: выбить одним ударом наибольшее количество городков. Способы выбивания городков в фигурах можно разделить на несколько групп (рис. 6).

городки фигуры
1-я группа — «пушка», «колодец», «аэроплан». Эти фигуры сравнительно легко выбиваются лобовым ударом. Незначительные недолеты бит (10—15 см) и перелеты не больше чем на толщину городка (4—б см) допускаются. Более далекие недолеты и перелеты, а также недоразвороты и переразвороты бит ведут к развалу фигуры, подкатыванию городков к штрафной линии или полному промаху. Уводы бит в стороны также приводят к развалу городков.

2-я группа — «стрела», «рак», «ракетка». Фигуры этой группы выбиваются плотным лобовым ударом. Допустимы незначительные недолеты и уводы бит в стороны. Но зато опасны даже небольшие перелеты, особенно с недоразворотом или переразворотом, что неизбежно ведет к развалу городков.

Самой сложной фигурой данной группы является «стрела», и для того, чтобы выбить ее, требуется большей точности и плотности лобовой удар, иначе один или два задних городка остаются в городе.

3-я группа — «звезда», «вилка», «серп». Эти усложненные фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при ее полном развороте. Допустимы незначительные недолеты биты, но при них она должна скользить по бетону. Небольшие недоразвороты и переразвороты также возможны. Однако выбивание фигур этой группы способом недоразворота и переразворота биты представляет большую тонкость и практически удается лишь игрокам высокого класса.

4-я группа — «артиллерия», «коленчатый вал». Эти фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при полном ее развороте. В то же время допускаются небольшие недолеты (10—15 см) и перелеты (3—5 см). При большом недолете с последующим взлетом биты от фигуры «артиллерия» остается два крайних лежачих городка, а «коленчатый вал» разваливается совсем. Недоразвороты и переразвороты бит также ведут к развалу фигур»

5-я группа — «пулеметное гнездо», «часовые», «тир». Это группа самых сложных фигур, каждая из которых одной битой выбивается с большим трудом. Однако по мере роста техники городошников выбивание этих фигур одной битой уже перестает быть редкостью. Выбивать эти фигуры нужно не лобовым ударом, а в центр, причем бита при полном развороте должна соприкасаться с городками своим центром. Лобовой удар в основание фигуры, недолет биты, увод ее в сторону, а также переразвороты и недоразвороты ведут к развалу фигур.

6-я группа — «закрытое письмо». Это самая трудная и решающая фигура. По правилам игры вся она, сначала центральный городок — «марка», а потом и другие городки, должна выбиваться только с кона.

Но «марка» кладется на расстоянии одного метра от лицевой линии города, и выбить ее с прицельной позиции, выработанной на городок, который в других фигурах лежит на лицевой линии, невозможно.

Поэтому для успешного удара с полным разворотом биты необходимо отходить назад или, наоборот, приближаться к передней линии кона. Если у игрока выработана стойка в глубине кона, то ему следует подойти на 1 м к передней линии кона. Если же в основной стойке игрок располагается у передней линии кона, то, выбивая «закрытое письмо», для сохранения полного разворота биты он должен на 1,5—2 м отойти вглубь кона.

После «марки» выбиваются городки, обычно попарно, которые лежат в углах города. Чтобы выбить городки, лежащие в правой стороне города, нужно отойти от места своей основной стойки на 20—30 см, а чтобы выбить городки, лежащие в левой стороне города, нужно  наоборот, подойти к передней линии кона на 20— 30 см.

Броски с полукона. Необходимые условия при ударе с полукона — правильный разворот биты в лобовое попадание. Для достижения этого игроки делают следующее: ставят городки на лицевую линию города, производят броски с передней линии полукона и смотрят, как развертывается бита при лобовом ударе. Если разворот неправильный (см. рис. 4 и 5), игрок путем отхода и подхода с места стойки может найти такое место для броска, чтобы бита ложилась параллельно лицевой линии города. Это расстояние от места стойки до лицевой линии города является для игрока основным при всех прочих ударах, когда выбиваемый городок лежит не на лицевой линии города, а ближе — в пригороде.

Если же городок оказывается, в центре города или у задней его линии, сохранять выбранное расстояние уже не представляется возможным, так как по правилам игрок не имеет права переступать линию полукона и приближаться к откатившимся городкам. Тогда приходится пользоваться следующим расчетом: установлено, что при броске средней силы бита делает в полете на 6,5 м приблизительно два полных оборота, значит один оборот на расстоянии 3 1/4 м, а полуоборот — на расстоянии 15/8 или приблизительно — на 1,5 м. Зная это и учитывая изменение указанных цифр в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, можно определить расстояние, с которого бита в конечном итоге при приземлении соприкоснется с городками полным разворотом.

Предположим, что городок лежит в центре города. Следовательно, расстояние до него от передней линии кона будет равно 7,5 м. В броске с такого расстояния бита не сделает полного разворота. А вот в броске с 8 м она сделает в полете 2,5 оборота и ударит в цель при полном развороте. Но чтобы бросить биту с 8 м, нужно отойти от передней линии полукона назад на 50 см. Если же городок лежит около задней черты города, то расстояние от него до передней линии полукона равно 8—8,5 м. Значит, в этом случае снова можно выполнять бросок биты, став непосредственно у передней линии полукона. Правда, в практике часто можно наблюдать, что с 8 м бита не ложится в цель с полным разворотом, но это уже объясняется тем, что обороты биты с увеличением расстояния становятся медленнее.

В заключение необходимо заметить, что все броски независимо от того, делаются ли они с кона или с полукона, должны выполняться с одинаковой силой и с соблюдением расстояния, позволяющего бите полностью развернуться. Бросок должен быть произведен ритмично, без ослабления или усиления и без резких рывков, — только тогда полет биты будет ровным и ее разворот в момент соприкосновения с площадкой полным.