Голубыми дорогами к золотым медалям

Заключительный день борьбы, в три часа дня 3 сентября над Альбано раскатился первый стартовый выстрел.
Стартовали четверки с рулевым. По результатам предварительных заездов были уже известны фавориты. В их число безоговорочно зачисляли и советскую четверку, состоявшую из студентов Ленинграда.
Наши резко уходят вперед. Лишь к середине дистанции с ними равняется немецкая команда. Остальные лодки далеко позади. Остается пройти всего 500 метров. Наши парни идут вторыми. Последние 200 метров... Но ленинградские студенты явно не рассчитали своих сил. Уже на самом финише команду обошли еще французские и итальянские гребцы. «Слишком сильно было желание занять первое место», — писал позднее о поражении наших гребцов немецкий тренер Герхард Гралла.
Но не успели мы даже расспросить И. Хохлова. А. Занина, О. Александрова и Б. Федорова о том, что же произошло, как на дистанции развернулась уже новая схватка. Шел заезд двоек без рулевого...
Эту лодку иногда еще называют в шутку «одиночкой на двоих». В этой шутке признание филигранной точности движений гребцов и крепкой дружбы, связывающей их. От Советского Союза выступали Валентин Борейко и Олег Голованов. Новички Олимпиады, они после поражения в полуфинальном заезде никем не причислялись к фаворитам. Поэтому сообщение с трассы гонок, что впереди советские спортсмены, вызвало у болельщиков и у тренеров явное оживление. Однако к половине дистанции вперед выходят гребцы Австрии. За пятьсот метров до финиша наши отодвинулись на третье место. Первыми идут уже финны. Но вот «Афродита», лодка советских гребцов, переходит на второе место, оттеснив австрийцев. Оставалось пройти не более 100 метров до финиша, когда наши настигли и финнов. И не только настигли, а на последних метрах сумели выиграть у грозных противников. Олимпийские чемпионы! Два друга, вместе начавшие трудовой путь слесарями на заводе в Ленинграде, вместе прошедшие суровую спортивную школу, стояли на наградном плотике у чаши с Олимпийским огнем, слушали гимн и никак не могли поверить, что всё уже совершилось, что всё это реальность.
Москвичу Вячеславу Иванову, выступавшему в следующем заезде одиночек, побеждать стало уже привычным. Мельбурн, 1956 год. 18-летний В. Иванов — чемпион Олимпиады. Париж, 1959 — первенство Европы. Снова победа. Рим... Мнения всех сходилось — выиграет В. Иванов. Но чтобы с таким преимуществом — никто не предполагал. Два с половиной корпуса лодки — невиданный по величине разрыв. Второй раз ему вручили золотую медаль чемпиона — случай очень редкий в истории гребного спорта.
Пожалуй, больше всего наши гребцы волновались во время заезда двоек с рулевым. Честь страны защищали литовские спортсмены Зигмас Юкна и Антанас Богданавичус, которые лишь третий год занимались академической греблей. Быстро прогрессируя, они по праву заняли место в сборной. Скромные, спокойные парни сразу завоевали авторитет среди остальных гребцов. Но при всем расположении к ним от молодых дебютантов Олимпиады ожидали, в лучшем случае, попадания в финал, тем более, что это был их первый старт на международных соревнованиях. И, кроме, того, в этом классе лодок наши спортсмены, как правило, обычно выступали за рубежом неудачно.
До соревнований на озере Альбано лучшие результаты в этом виде гребли были у киевлян Георгия Жилина и Игоря Емчука; они заняли третье место в Мельбурне на XVI Олимпиаде и второе — на первенстве Европы в 1957 году. Но на первенстве Европы в 1959 году они не попадали даже в финал, повторяя «успехи» своих предшественников в этом классе судов. Таким образом, постепенно складывалось мнение, что выиграть в двойке с рулевым у заграничных гребцов невозможно, тем более, что, возвращаясь с международных соревнований, гребцы обычно рассказывали почти легенды о колоссальной физической силе и феноменальном росте заграничных гребцов на двойке с рулевым.
Всё это, естественно, отпугивало молодежь, и мало Кто садился в двойку с рулевым. Этому способствовало и то, что каждую весну проводятся всесоюзные отборочные соревнования перед Хенлейской регатой, участие в которой стало традицией нашей сборной, а двойки с рулевым нет в программе этих соревнований. Поэтому те спортсмены, которые гребли в этой лодке, старались пересесть в двойку без рулевого, чтобы попасть на международные гонки.
Конечно, при таком положении в рульных двойках мало кто мог ожидать от молодых, никому не известных гребцов из Вильнюса успешного выступления в Риме.
Когда в предварительном заезде жребий свел их с чемпионами прошлых игр, командой США, они несколько расстроились. Неожиданно для себя 3. Юкна и А. Богданавичус выиграли у американцев. Но поверить в то, что они сильнее, сразу не могли, и долго ломали себе голову, чем же вызван этот «тактический» ход соперников. Однако финальный заезд показал, что гребцы США были попросту слабее.
С первых же гребков хозяевами положения становятся советские и немецкие гребцы. Две команды попеременно, выигрывают друг у друга десятые доли секунды. А где же американцы? В середине дистанции они занимали уже последнее место. Однако нашим ребятам не удалось выиграть. Первыми пришли гребцы объединенной команды Германии. Всего одну секунду проиграла им наша двойка. Но серебряные медали — это тоже был огромный успех для новичков Олимпиады.
В заезде четверок без рулевого честь Советского Союза защищала «четверка ленинградских инженеров»: И. Ахремчик, В. Морковкин, А. Тарабрин и Ю. Бачуров. Еще со студенческой скамьи они начали серьезно заниматься греблей, но на таких крупных международных соревнованиях за сборную страны выступали впервые. На примере этой команды особенно ярко видно, как велика роль тренера в подготовке к серьезным соревнованиям. Забегая вперед, скажем, что на проводившемся уже после Олимпиады первенстве СССР они впервые стали чемпионами страны. Болельщики киевской четверки без рулевого, занявшей второе место, с удивлением спрашивали у нас: «Как же тренируются ленинградцы, если наши ребята даже зимой проводят по две тренировки в день и всё равно проигрывают им?» Когда мы ответили: «Иногда четыре раза». «Что, в день?» — воскликнули они. «Нет, в неделю». Этот ответ вызвал недоумение. - Когда-то и они тренировались даже по три раза в день, но это не приносило желаемого успеха. Дело не только в количестве тренировок и даже не столько в их количестве, сколько в правильном планировании их на протяжении всего сезона, в перспективном планировании многолетней подготовки. Путь спортсмена к вершинам мастерства — это не грубая дрессировка, как ошибочно думают некоторые. Путем механического натаскивания еще никому не удавалось добиться высоких результатов. В этом четверка ленинградских инженеров убедилась, когда их тренерам стал один из лучших специалистов по гребному спорту Б. С. Бречко. Добросовестной, но слепой работе своих воспитанников он придал правильное направление. Результаты не замедлили сказаться на Олимпиаде.
И вот мы видим эту команду на старте финального заезда. Вперед со старта вырываются англичане, потом их обгоняют советские гребцы, которые к середине дистанции увеличивают свое преимущество до 4 секунд. Но удержать лидерство они не сумели из-за излишней азартности. Когда они начали выходить вперед, В. Морковкин крикнул: «Гонку решаем здесь!», а правильнее было не выходить далеко вперед, беречь силы для решающего броска на финише, как это сделали американцы. Но и бронзовые олимпийские медали, завоеванные в упорной борьбе, почетная награда.
В заезде парных двоек наиболее вероятными претендентами на победу считались чемпионы прошлой Олимпиады А. Беркутов и Ю. Тюкалов. Но уже в первом предварительном заезде они проиграли 0,5 сек. чешской двойке. Этим они удлинили себе путь к финалу и к решающей схватке были более усталыми, чем их противники. Старт финального заезда сложился неудачно для нашей двойки. Вперед вырываются французы, за ними чехи, голландцы, швейцарцы. Наши оставались на пятом месте до середины дистанции. Первой уверенно финишировала чешская команда, а за серебряные и бронзовые медали борьба продолжалась буквально до последних метров. Выиграв у швейцарцев 0,1 сек., А. Беркутов и Ю. Тюкалов заняли второе место.
Финальный заезд восьмерок проходил без участия советской команды. Эту гонку красиво и с большим преимуществом выиграла команда ОКГ. А неоднократные победители предыдущих олимпиад американцы были только пятыми.
Вопреки прогнозам основная борьба в неофициальном общекомандном зачете развернулась между гребцами СССР и ОКГ. Но победитель стал  известен еще до последнего заезда. Советская команда, набрав 31 очко, стала недосягаемой. Выиграв последний заезд, ОКГ набрала 29 очков.
А где оказались наиболее вероятные по прогнозам победители? Сборная команда США впервые за всю историю гребного спорта потерпела жестокое поражение, набрав всего лишь 17 очков. Как сокрушался обозреватель «Нью-Йорк геральд трибюн»: «В серии мучительных заездов США вышли в пять финалов из семи. Но это был полностью переписанный сценарий, ибо в каждом виде наши герои терпели поражение в предварительных заездах и должны были, задыхаясь, пробиваться в финал через утешительные гонки».
Итак, победитель — советская команда! В этом заслуга не только самих гребцов. Как много сделано для победы людьми, которые во время гонок находятся на берегу. Их добрый совет, подбадривание помогли преодолеть минутные слабости. А сколько труда вложили тренеры, чтобы приблизить победу! Один из них — заслуженный мастер спорта СССР Е. Б. Самсонов, который накануне Олимпиады стал тренером сборной команды страны по академической гребле.
Сам в прошлом один из лучших гребцов, он, естественно, лучше других сумел подметить и учесть ошибки в подготовке к предыдущим олимпиадам. Основным недостатков было большое количество отборочных соревнований, проводимых перед каждыми международными гонками. Из-за этого большинство команд к самым ответственным стартам за рубежом приходило далеко не в лучшей форме. По инициативе Е. Б. Самсонова ведущими тренерами был разработан перспективный двухлетний план подготовки сборной команды к Олимпийским играм, одобренный федерацией гребного спорта СССР. Правильная подготовка принесли свои результаты. Гребцы внесли достойный вклад в общую победу советской команды на XVII Олимпийских играх. Правительство высоко оценило достижения наших спортсменов. Многие были награждены орденами и медалями, и среди них немало гребцов и их тренеров. «Мы гордимся, — говорил Н. С. Хрущев, — тем, что советские юноши и девушки одержали верх на Олимпийских играх в Риме».