Какие они, гоночные машины?

После тренировки большинство новичков не торопятся покинуть территорию водной станции, как это делают старшие товарищи. Молчаливые и сосредоточенные, они ходят возле эллинга, подолгу разглядывают гоночные лодки, которые или сохнут после тренировки, или подготавливаются спортсменами к выходу на воду.

Первое, на что обращает внимание новичок, это то, что гребные суда заметно отличаются друг от друга.

Существует много видов гребного спорта, но наиболее распространенные: гребля на байдарках и каноэ, народная и академическая. Познакомимся с каждой из них.

Начнем с байдарки. Это легкое подвижное судно впервые появилось у жителей Крайнего Севера. Не имея дерева, ненцы, чукчи и другие северные народы делали каркасы этих лодок из костей кита или моржа. Шкуры служили обшивкой.

Сейчас, конечно, байдарки делают из какого-либо легкого дерева, однако принцип устройства лодки и положение в ней гребца заметно не изменились. Спортсмен сидит в байдарке и держит в руке весло с двумя лопастями. Существуют следующие типы этих судов: одиночка, двойка и четверка.

Скорости, которые развивают все эти лодки, весьма внушительны. Соревнования проводятся для мужчин и для женщин.

В Африке, Южной Америке, Индии и на островах Тихого океана пироги — до сих пор одно из самых распространенных средств передвижения. Эти лодки выдалбливают или выжигают из целых стволов деревьев. Они-то и явились родоначальницами современных каноэ, на которых проводятся крупные международные соревнования, не исключая первенств мира и олимпийских игр. Положение гребца в каноэ очень своеобразно — он упирается одним коленом в специальную «подушку», которая лежит на днище лодки. Действует спортсмен одним веслом, напоминающим по форме обыкновенную лопату.

Родиной гребли на прогулочных, или народных, лодках принято считать Англию. Именно здесь в 1716 году была впервые проведена гонка гребцов. Вы все, конечно, видели народные лодки у рыбаков, на речных переездах и водных станциях. Возможно, многие ребята уже успели погрести на них. Поэтому не стоит особенно долго распространяться об устройстве народных лодок. Интересно другое. Эти суда оказались «прабабушками» современных стремительных «скифов».

Правда, для того, чтобы неуклюжие, тяжелые народные лодки превратились в изящные суда академической гребли, понадобилось около 100 лет.

Сначала в конструкцию прогулочной лодки вносились незначительные изменения, что, конечно, не намного увеличивало ее ходовые качества. Ощутимые перемены были достигнуты только после того, как для постройки спортивных судов стали применять легкое, но прочное красное дерево. После этого стали менять конструкцию лодок — их старались делать более узкими и обтекаемыми. Но тут пришлось поломать голову: как сузить лодку, не укорачивая ее длины? Решили установить уключины на вынесенных за борт кронштейнах. И уже после этого усовершенствования применили подвижное сиденье (банку), что позволило в полную силу использовать работу ног гребца.

Современная академическая гребля делится на распашную и парную. В первой спортсмен действует одним веслом, во второй — двумя. Но не торопитесь с выводами, любители легких успехов! Распашное весло намного тяжелее и длиннее парного, и прогрести им тоже не так-то легко.

В парной гребле есть два класса лодок: одиночка и двойка. Обе они совершают свое движение без руля, и, когда начинают сбиваться с курса, спортсменам приходится соразмерять усилия правой и левой рук, но это не такое уж трудное дело.

Теперь поговорим о распашной гребле. В ней существует пять типов лодок, которые тоже разные.

Сначала познакомимся с двойкой и четверкой без рулевого. За их правильным движением следит первый номер команды, проще сказать — гребец, который ближе остальных находится к носовой части. Первый номер пользуется специальным устройством на подножке, от которого идут тонкие тросы к закрепленному на корме рулю. Это устройство не такое уж сложное. Оно представляет собой подвижный «башмак», движение которого направляет лодку в нужную сторону. Первым номерам на двойках и четверках распашных приходится очень нелегко. Кроме руления они еще должны следить за устойчивостью лодки, а заодно и грести на равных со своими партнерами.

Есть еще три типа лодок. Всюду — на двойке, четверке и восьмерке— лицом к гребцам восседает рулевой. От него требуется следующее. Он должен четко вести лодку по курсу, сообщать гребцам обстановку на дистанции и... весить не более 55 килограммов. Надо сказать, что гребцы не очень-то радуются, когда у их рулевого появляется отменный аппетит — ведь порой соперников отделяют друг от друга десятые доли секунды, и никто не желает иметь в лодке лишний «балласт». Обычно же рулевые — всеобщие любимцы в командах.

Большую, пожалуй даже главную, роль в команде играет загребной. Его манера грести должна совпадать с той, которую тренер считает наиболее правильной. Причем недостаточно, если загребной отличается большой физической силой, волей и техникой. Он должен еще трезво оценивать положение на дистанции, в нужный момент менять темп или силу гребка. Иными словами, загребной является дирижером в команде. По мнению знатоков, лучше всех из наших гребцов с этой должностью справлялся Владимир Крюков, который возглавлял знаменитую в свое время восьмерку московского общества «Крылья Советов».