Не уступать ни в чем!

А бегала я быстро потому, что всегда играла во дворе с мальчишками, не хотела им ни в чем уступать. Был такой случай: знакомые девчонки с нашей улицы собрались вместе и предложили ребятам сыграть футбольный матч. Кажется, в командах было по шесть играющих. И что бы вы думали? Наша девчачья сборная обыграла этих зазнаек мальчишек со счетом 11:2!

Мне было интересно в зале с самых первых шагов. Владимир Борисович превращал наши занятия в шумные игры. И мы получали удовольствие от соперничества: кто больше отожмется от пола, кто дольше удержит «уголок», кто лучше сделает шпагат, стойку на руках.

Байдин меня покорил с первого взгляда. Вот учителя в школе тоже вроде близки нам, ученикам, но какая-то психологическая преграда между нами все же существует — боязнь плохой оценки, невыученного урока, неудовольствие учителя слабым ответом. А в зале обстановка между тренером и воспитанником демократичнее. Ты чувствуешь себя взрослее, хотя поблажек никто не дает.

Я, конечно, сейчас не очень хорошо помню, с чего все начиналось, с чего начиналась сама гимнастика, с каких движений, упражнений, с каких первых элементов и связок. Но через год я уже сносно ходила и прыгала по бревну, умела делать фляки и сальто в группировке на матах, на брусьях — отмахи, обороты вокруг жерди, сальто вперед с нижней жерди на верхнюю. Можно ли такой прогресс отнести за счет таланта или особой одаренности? Пожалуй, нет. Почти все мои подружки по секции выполняли то же самое, одни хуже, другие лучше. У меня на каком-то этапе разучивание упражнений шло хуже всех. Но я чувствовала, что тренер сделает из меня гимнастку.

А ведь Байдин гимнастикой сам почти не занимался! Второй разряд по тем временам — разве это гимнастика, это физкультура. Как же Владимир Борисович стал тренером?

Позже я узнала его историю, он и нам рассказывал о себе, и журналистам. И рассказывал просто, без важничанья (хотя уже был известным человеком). Это я к тому говорю, что встречала и таких тренеров, которые, добившись результатов, представляли себя окружающим в роли выдающейся личности с таинственной биографией, где основным моментом была ранняя гениальность.

Байдин никогда не говорил о своем таланте. Он всю жизнь учился «на тренера» и не считал себя профессором.

Владимир Борисович родом из села Красноармейска (это недалеко от Кокчетава — областного центра в Казахстане). Сын землемера, он вставал чуть свет и помогал родителям управляться по хозяйству: дров нарубить, воды принести, скотный двор прибрать. А еще можно было с приятелями попроситься в ночное, промчаться на лихих жеребцах по селу — с гиканьем и улюлюканьем, напиться холоднющего кумыса, сбегать на колхозную машинно-тракторную станцию и подышать пьянящим запахом бензина и солярки.

Байдин, как он сам рассказывал, иногда страшно горевал, что росточком не вышел, мальчишки его обижали, и он вдали от посторонних глаз поднимал и поднимал железную ось со ржавыми колесами. И с годами развил в себе недюжинную силу, раздался в плечах и стал рекордсменом школы по тяжелой атлетике.

И поскольку Байдину предсказывали хорошее будущее в штанге, он, недолго раздумывая, после окончания школы подал заявление в Алма-Атинский институт физкультуры. Сдал экзамены, был зачислен на первый курс и поселился в общежитии. Так началась для него студенческая жизнь.

Институт физкультуры потребовал от Байдина разносторонней подготовки. И он с удовольствием занимался и штангой, и легкой атлетикой, классической борьбой и плаванием, где выполнил норму первого разряда, затем получил значок второго разряда по гимнастике и лыжным гонкам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16