Воспитание личности

В тот год у нас в Казахстане подобралась прекрасная команда. Конечно, мы еще не знали, на что готовы, просто тренировались самоотверженно, и никто не жаловался на жару и усталость. Правда, трусили немного девочки, это я видела: выступать же надо у себя дома, а вдруг опозорятся?

Откуда у меня, 15-летней, выявилась капитанская жилка? Да, меня избрали капитаном сборной, я совсем не желала этого, ибо была сосредоточена на себе самой, готовилась к трудной борьбе. Однако поручили отвечать не только за себя, но и за других, и во мне что-то «проснулось».

Я почувствовала себя взрослой, как бы классной учительницей, которая строгим взором осматривает своих непослушных учеников. И как могла, принимала участие в судьбе нашей команды. Находила слова для подбадривания, «заводила» девочек на тренировках, старалась вдохновить их собственным примером — последней уходила из зала, первой приходила.

Соревнования сложились очень удачно. После обязательной программы я уступала Нине Дроновой совсем немного, а на третьем месте шла моя землячка Люда Буйлова. Наши болельщики (а их, конечно, было большинство) поддерживали нас здорово, и сенсация произошла: во время произвольной программы, когда подводятся итоги командного спора, сборная Казахстана вырвалась вперед, на всех парусах помчалась к финишу и обошла явных лидеров! Я тогда ощутила восторг, все во мне пело. Я повторяла про себя: «Команда — первая, команда — первая!» — и это было самым сильным ощущением радости.

А в финале многоборья мне удалось выиграть и у Дроновой, и у своей московской подруги Раи Бичукиной. Зал ликовал!

Сейчас, вспоминая все свои десять лет на помосте, я ловлю себя на мысли, что слава никогда не кружила мне голову. Да, приятно стоять на пьедестале, да, приятно получать награды, да, приятно принимать поздравления. А наутро я уже забывала о тех минутах, когда стояла в лучах юпитеров. И все надо было начинать сначала, ведь я хотела выступать долго, красиво, и главное — побеждать. Иначе для чего вообще соревноваться?

Не успели утихнуть страсти вокруг моей победы на Играх, как снова сбор, снова напряженная подготовка к очередному турниру — к соревнованиям юных гимнастов социалистических стран «Дружба» в Германской Демократической Республике.

В конце августа 1973 года мы поехали в ГДР. Там я впервые увидела 11-летнюю школьницу из Румынии Надю Команечи. Не скрою — все тренеры и девочки нашей сборной были ошеломлены талантом Нади. В 11 лет она совершенно свободно прыгала «цукахару», на вольных исполняла двойной пируэт, на бревне разучила соскок двойной винт, а на брусьях вообще чудеса творила.

Конечно, судьи отдали предпочтение этой строгой, неулыбчивой девочке, у которой была совершенная техника исполнения. Как я ни старалась, все-таки отстала от Команечи на две десятых. У Нади было 37,85, у меня — 37,65.

Тогда я еще не знала, что наш спор затянется на несколько лет...

В «Утраченных иллюзиях» Бальзака я нашла такое выражение: «Надо изучать слабости соперника, от которого хочешь избавиться». В спорте, к счастью, этот совет неприемлем. Мне понравилась пластика и виртуозность Нади, и я вовсе не хотела «избавляться» от новой соперницы, я хотела изучать не ее слабости, а ее достоинства.

Тогда, после окончания турнира, мы проговорили с Байдиным очень долго и пришли к выводу, что и нам необходимо усложнять программу, резервы для этого есть.

Старший тренер Лидия Гавриловна Иванова волновалась — для нее появление Команечи означало появление новых забот. Она правильно поставила вопрос на заседании Всесоюзной федерации: Надю Команечи можно победить каким-то новым «оружием». Надо что-то срочно предпринимать в нашей женской гимнастике, иначе олимпийские медали уплывут из-под носа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11