Слово о старшем тренере

Практика показывает, что личность тренера чрезвычайно сильно воздействует на управляемый этим тренером коллектив. Качества личности наставника в той либо иной степени непременно «проецируются» на подопечных: тонок, умен тренер — тонко и умно играет его команда; хитер тактически — так же ведут себя руководимые им игроки на площадке; требователен и справедлив — в коллективе образцовая дисциплина; либерален и распущен — добра не жди (те же качества непременно проявят и воспитанники).

Каково же тренерское кредо бывшего главного наставника ближайшего резервного отряда главной команды страны — А. М. Кострюкова? Какие принципы он проводил в жизнь, работая с молодежной сборной Советского Союза? Несомненно: Анатолий Михайлович имеет четкое представление о том, какой должна быть команда на площадке и за €е пределами, а также о том, каким обязан быть игрок, удостоенный чести называться членом сборной СССР. Он наделен умением видеть, как сугубо личные (казалось бы, не относящиеся к хоккею) качества хоккеист переносит в игровую деятельность. Отличает его и тонкое знание психологии игрока, помогающее ясно представить, как тот или иной парень будет вести себя в сверхсложных условиях бескомпромиссной борьбы на ледовой арене.

Второе главное качество Кострюкова-тренера — точное представление конкретных и отдаленных целей руководимого им коллектива в сочетании с видением средств достижения этих целей. Анатолий Михайлович считает, что чемпионат мира необходимо выигрывать имеющимися ресурсами, а не в расчете на то, что будет через какой-то промежуток времени.

Нужен ли команде, сражающейся за звание лучшей в мире, игрок потенциально талантливый и, возможно, через год «обещающий» стать суперзвездой, но сейчас, в данный момент, не способный выполнить установку наставника (сыграть «на команду», совладать с разгулявшимися нервами, перебороть усталость и т. д. и т. п.), требующий воспитания и «доводки», если отдача нужна немедленно? Или игрок, многое умеющий, но неуправляемый либо настолько недисциплинированный, что несерьезным отношением к делу может отрицательно повлиять на команду? Ответ Кострюкова на оба вопроса однозначен: «Решительно нет!»

В ходе знакомства с кандидатами в молодежную сборную СССР Анатолий Михайлович внимательно приглядывался к каждому, ставил всем конкретные минизадачи по тактике (порой непривычные), тестировал сложными атлетическими упражнениями (проверял характер), присматривался к поведению в быту, прислушивался к диалогам и репликам. Подбирал команду единомышленников, способных отдать себя делу полностью.

А каждый из ребят в ходе турнира все более хотел (и стремился) быть похожим на тот идеал игрока, который создал в их представлении тренер: умного, тонкого, быстро мыслящего, смелого, остродействующего, способного ради дела и друзей на сверхусилия, выдержанного, умеющего терпеть боль и обиду, не сгибающегося под грузом физической и моральной усталости и, главное,— коллективиста.

Так формировался коллектив, с которым тренеру впоследствии жалко было расставаться.

Капитан команды Илья Бякин, его заместитель Сергей Харин, комсорг Евгений Штепа оказались лидерами не только «по должности» (как говорят психологи, «формальными»), но и по существу (фактическими). Первые их слова после избрания на почетные посты — слова благодарности команде за доверие; вторые — о том, что все решения капитана и каждое «слово» комсорга должны неукоснительно проводиться в жизнь.

Самоуправление в коллективе, если оно в надежных руках,— фактор поистине неоценимый. Не раз капитан команды просил ребят задержаться после тренерских установок, чтобы поговорить без старших. На видеопросмотрах безбоязненно, порой с юмором, но не зло критиковали друг друга. С. Хализов, просмотрев как-то видеозапись одной из прошедших баталий, подошел к А. М. Кострюкову и попросил извинение за несогласие («по горячим следам») с тренерской оценкой его. игровых действий.

Управление в ходе матча. Кто похвалу за остроту действий (за голевую передачу или за обводку с выходом к воротам соперника между двух защитников), кто — порицание (за несвоевременный откат в зону защиты, за потерю подопечного, за неточное расположение на площадке, за «грязный» отбор шайбы) получал от тренера немедленно по ходу матча и (что крайне важно) дифференцированно — с учетом личности отличившегося или провинившегося. В перерыве между периодами Анатолий Михайлович, для наглядности используя макет площадки, непременно показывает ключевые моменты тех или иных тактических задумок, рекомендует способы преодоления массированной обороны, отдельным игрокам ставит тактические задачи. Во всех замечаниях и репликах тренера прослеживается доверие к подопечным.

Кострюков не стремится поучать — он объясняет, дает задания. Деловито управляет достаточно зрелыми в хоккее своей возрастной группы людьми, понимающими значимость момента и ответственно относящимися к доверенному им делу.

До начала чемпионата ни Харин, ни Штепа в команде ничем не выделялись. Тон на площадке задавали куда более опытные Сергей Пряхин и Олег Старков. Но в процессе молодежного чемпионата мира и Харин, и Штепа действовали все увереннее, надежнее, острее. Оправдывая доверие товарищей и тренера, они все чаще вносили перелом в ход матчей (и чем сложнее была игра, тем более ценными и нужными становились забиваемые ими шайбы).

Да, жалко тренеру расставаться с учениками, поверившими ему как учителю. Поверившими в идеалы и принципы, которые он несет. И если тренер-ветеран сумел остаться верным духу времени, а в научно-организационном подходе к выполняемому делу, в применении современных, новейших методов психологии управления даже опережал молодых коллег, то Кострюков-воспитатель сумел свести воедино «его величество результат» сегодняшнего дня, веру ребят в важность выполняемого ими дела и в перспективу дня завтрашнего. Так помогал он формированию жизненной позиции хоккеистов-граждан, не способных мириться с второстепенностью. Анатолий Михайлович постоянно внушал: уж если тренироваться — то с полной отдачей; создавать новый коллектив — то дружный, в котором каждый помогает в повседневной жизни и деятельности всем, а все — каждому; а коль играть — то только на победу.

Искренность в проведении тренером такой линии предопределила веру наших молодых хоккеистов в то, что этому делу стоит посвятить молодость.

На последнем общем собрании команды Кострюков подарил каждому из игроков по клюшке с автографами всех членов команды-победительницы. Память? Да. И в то же время — традиция. Вручая хоккейным бойцам «оружие»-сувенир, Анатолий Михайлович оценил конкретный вклад каждого из них в общую победу и рекомендовал, что ещё сделать предстоит, чтобы стать настоящим игроком и настоящим человеком.

Такой он, бывший старший тренер молодежной сборной страны: преданный делу, отдающий себя хоккею без остатка.

Каждый жест А. М. Кострюкова-тренера предельно выразителен