Во имя будущих побед

XXVI съезд КПСС определил как важнейшие задачи развития советского общества — наряду с другими — интенсификацию работы всех звеньев народного хозяйства, точный учет вклада каждого предприятия и каждого отдельного труженика в общее дело.

В равной степени это веление времени и для физкультурных организаций (в том числе и для детско-юношеских спортивных школ, в стенах которых куется будущее советского спорта).

Сотрудники Управления хоккея Спорткомитета СССР постоянно искали и продолжают искать возможности объективной оценки конкретного вклада каждой спортивной школы в дело подготовки квалифицированного резерва для команд мастеров и для сборных страны. На помощь пришел испытанный всей историей советского общества метод социалистического соревнования.

Специфика деятельности и задач, стоящих перед ДЮСШ, подсказала систему организации соревнования: смотр-конкурс на лучшую работу среди хоккейных ДЮСШ под эгидой Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

В Положении о смотре-конкурсе говорится, что он призван:
стать действенным средством совершенствования учебно-тренировочной и воспитательной работы с юными хоккеистами, трибуной распространения передового опыта;
дать возможность оценить эффективность и качество работы ДЮСШ на основании объективных критериев;
выявить лучшие спортивные школы по хоккею и поощрить их руководителей, тренеров и других работников, внесших наиболее весомый вклад в дело подготовки резервов для большого хоккея.

Смотр-конкурс официально объявлен в октябре 1983 г. Итоги будет подводить ежегодно в период с 20 апреля по 20 июня комиссия, в состав которой вошли представители ведущих спортивных организаций страны.

После утверждения результаты смотра-конкурса будут публиковаться на страницах газеты «Советский спорт».

Какие же показатели в работе спортшкол идут в зачет при подведении итогов смотра-конкурса?

1.       Подготовка игроков для команд мастеров высшей и первой лиг и для сборных СССР.

2.       Результаты выполнения учащимися трех возрастов (мальчиками 11 лет, юношами 14 лет, юниорами 17 лет) контрольных нормативов по общефизической и технической подготовке на льду и на земле.

3.       Итоги выступления юниорской и юношеской команд школы в первенствах СССР текущего сезона.

4.       Состояние игровой дисциплины и уровень успеваемости воспитанников хоккейных школ в школах общеобразовательных.

По каждому из показателей разработаны  специальная шкала оценок и условия зачета, но, прежде чем рассказать об этом подробнее, считаю важным отметить, что все школы, участвующие в смотре-конкурсе, разделены на две группы: на специализированные школы олимпийского резерва и на хоккейные спортшколы обычного типа. Цель такого деления — по возможности сравнивать показатели школ одного «ранга», имеющих примерно одинаковые штаты и материально-техническую базу, однотипно финансируемых.

Теперь о том, за какие достижения  и сколько очков будут начислять в зачет смотра-конкурса участвующим в нем школам.

Главный показатель работы школы — ее выпускники (а в некоторых случаях — и старшие воспитанники). Точнее — уровень подготовленности их: способны ли обладатели «аттестата хоккейной зрелости» представлять советский хоккей на международной арене в составе сборных СССР или участвовать в чемпионате страны среди взрослых в высшей и первой лигах. Именно за достижения в этом разделе работы Положение предусматривает наибольшее число очков.

Так, за каждого воспитанника, который попал в число 20 членов сборной СССР — участников чемпионата Европы среди юниоров, школа получает по 150 очков, а за каждого выпускника или воспитанника, включенного в состав молодежной сборной страны,— по 240.

Учитывая, что в состав молодежной команды привлекают 19-летних (уже покинувших стены ДЮСШ), за школой сохраняется право на получение зачетных очков в течение двух лет.

Максимальное число очков начисляют школам, чьи воспитанники добиваются почетного права надеть форму первой сборной СССР и в ее рядах принять участие в чемпионате мира, в олимпийском турнире или хотя бы в одном из официальных международных соревнований, признанных Международной лигой хоккея на льду.

За каждого такого выпускника школе набавляют 480 очков. Право на такое поощрение сохраняется за школой в течение четырех лет, независимо от того, в каком клубе к этому времени выступает ее воспитанник (выпускник).

Подчеркиваю эту мысль: очки получает только школа, вырастившая игрока сборной страны.

«Положение о смотре-конкурсе» предусматривает начисление очков и за воспитанников, принятых в команды мастеров высшей или первой лиги и сыгравших за эти команды в течение сезона не менее половины встреч чемпионата СССР.

За каждого такого воспитанника школы премируются: если речь идет о командах первой лиги, — 240 очками плюс надбавка за место, занятое данной командой мастеров в чемпионате страны; в коллективах высшей лиги число очков увеличивается в полтора раза — до 360. Соответственно повышается и надбавка.

В Управлении хоккея серьезно рассчитывают на то, что именно в этом важнейшем разделе смотра-конкурса будут выявляться сильнейшие (что может быть более существенно для оценки работы школы, чем качество подготовленности ее учеников?)

Если выступление воспитанника ДЮСШ за те или иные сборные либо привлечение в команду мастеров знаменует собой заключительный акт деятельности тренерского коллектива, то прием контрольных нормативов по общефизической и технической подготовке позволяет как бы заглянуть в творческие лаборатории тренеров, определить качество обучения на разных возрастных рубежах.

Как будет организована работа по приему нормативов?

По этому поводу в «Положении о смотре-конкурсе» говорится: ежегодно после завершения соревновательного периода тренерский состав школ — участниц конкурса организует подготовку к сдаче, а затем и прием нормативов от всех учащихся, за исключением занимающихся в группах первоначального обучения.

По результатам выполнения нормативов тренерский совет отбирает по 10 учащихся в каждой из трех возрастных групп: мальчиков (11 лет), юношей (14 лет) и юниоров (17 лет) как представителей школы на контрольном приеме, организуемом специальной комиссией.

Нормативы в зачет смотра-конкурса члены этой комиссии принимают с 20 апреля до 20 мая на спортивных сооружениях организаций, в ведении которых находятся ДЮСШ.

Для приема нормативов администрация школы создает судейскую коллегию из 5— 6 человек. Возглавляет коллегию представитель комиссии, специально выезжающий для этого в город, где находится ДЮСШ.

Нормативы сдают в течение двух дней: день на земле и день на льду. Очередность приема определяется администрацией ДЮСШ в зависимости от возможности использования спортивных баз.

За выполнение каждого норматива учащийся получает определенное число зачетных очков: за результат, соответствующий оценке «отлично»,— 4; «хорошо»— 2; «удовлетворительно»— 1. За более низкие результаты очков в зачет смотра-конкурса не начисляют.

В целом школе засчитывают сумму очков, набранных всеми учащимися, показатели которых при выполнении нормативов соответствуют оценкам «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Нормативы по общефизической и технической подготовке приведены в табл. 1.

Таблица 1. Нормативы по общефизической и технической подготовке, по которым проверяют обученность воспитанников ДЮСШ участвующих в смотре-конкурсе

Большинство нормативов понятны без комментариев. Пояснения, вероятно, требуют лишь 5, 9 и 10-й.

Норматив № 5. Выполняется на дистанции 30 м. Линии старта и финиша обозначают флажками на древках. В метре от линии старта укладывают гимнастический мат (длинной осью — в сторону финиша). В 7 м от линии старта устанавливают легкоатлетический барьер высотой 60 см, через 3 м параллельно ему — еще один такой же; в 2 м от второго барьера в направлении финиша через каждые 2 м по направлению движения и в метре от осевой линии в обе стороны — 6 стоек.

По вызову судьи испытуемый становятся перед стартовой линией спиной по направлению к финишу. По сигналу «Марш!» выполняет два оборота на 360° (по одному вправо и влево), затем на гимнастическом мате — два кувырка назад из положения упора присев, разворот на 180° и кувырок вперед.

Далее бежит вперед, перепрыгивает через первый барьер, подлезает под второй, слаломно обегает стойки. Обежав последнюю, возвращается на осевую линию, разворачивается спиной вперед и пересекает линию финиша.

Норматив № 9. Выполняется в одном из углов площадки. Между лицевой и ближайшей синей линиями через точку вбрасывания в 6 м одну от другой устанавливают 4 стойки. Еще 2 стойки — на лицевой линии площадки по обе стороны от ворот.

По сигналу судьи испытуемый, стартуя от лицевой линии, ведет шайбу до синей линии; разворачивается, возвращается к линии старта, слаломно обегает и обводит 4 стойки в одну и в другую сторону. Завершив обегание стоек, повторяет движение от лицевой линии до синей и финиширует, пересекая лицевую линию площадки по другую сторону ворот.

Если во время выполнения норматива учащийся упадет или потеряет контроль над шайбой, судья должен прервать испытание и предоставить неудачнику вторую попытку. Падение испытуемого или потеря им шайбы в ходе второй попытки означает невыполнение норматива.

Норматив № 10. Дощатый щит размером 122X183 см при помощи специальных крюков навешивают на хоккейные ворота. На его поверхности, обращенной в сторону площадки, контрастными цветами наносят три концентрических круга (по одному диаметром 20, 40 и 60 см). В 7 м от лицевой линии, на которой установлены ворота со щитом, на льду наносят линию длиной 1 м, а в метре от нее (т. е. в 8 м от ворот) — линию, параллельную первой. На вторую линию выкладывают 10 шайб.

По приглашению судьи учащийся должен, не заступая за первую линию, выполнить 10 бросков по воротам, стараясь попасть шайбой в центральную часть малого круга.

За попадание в круг диаметром 20 см — 3 очка, в круг диаметром 40 см — 2, в круг диаметром 60 см — 1 очко.

Третий показатель, по которому оценивают работу школы, — результат выступления ее питомцев в первенствах СССР среди юниоров и среди юношей.

Зачетные очки получают (в соответствии, с табл. 2) только те ДЮСШ, команды которых завоевали право выступать во всесоюзных финалах.

Таблица 2. Очки, начисляемые хоккейным школам в зависимости от итогов выступлений во всесоюзных финалах

Скромная сумма очков, начисляемых за турнирные успехи юниоров и юношей, отражает убежденность тренеров Управления хоккея в том, что не результаты турниров (сколь бы престижными ни были соревнования) характеризуют качество работы ДЮСШ в первую очередь: гораздо важнее для всего советского хоккея уровень подготовленности и спортивные перспективы выпускников ДЮСШ, реальный вклад каждого окончившего школу в подготовку резервов для команд мастеров и для сборных страны.

Важные составные части смотра-конкурса — оценка успеваемости воспитанников ДЮСШ в общеобразовательных школах, игровая и бытовая дисциплина.

Контроль за успеваемостью воспитанников ДЮСШ, принимающих участие в смотре-конкурсе, в общеобразовательных школах, за бытовой и игровой дисциплиной ведется одновременно с приемом нормативов по общефизической и технической подготовке.

Отобранные для сдачи нормативов хоккеисты обязаны представить в судейскую коллегию дневники успеваемости.

Судейская коллегия, возглавляет которую один из членов комиссии, утвержденной Положением о смотре-конкурсе на основании выставленных школьнику оценок за первое полугодие текущего учебного года, оценивает (в очках) уровень его успеваемости, посещаемость занятий в общеобразовательной школе и дисциплину.

Зачетные очки начисляют в соответствии: со средним баллом из расчета:
Средний балл         Очки
4,5—5                      20
4—4,4                      15
3,5—3,9                   10
3—3,4                       5
Учащиеся, средний балл которых за полугодие ниже 3, а равно и пропустившие без уважительных причин более 15 рабочих дней за полугодие в общеобразовательных школах или совершившие серьезные дисциплинарные проступки, зачетных очков не получают.

Не начисляют очки и учащимся, по какой-либо причине не представившим в судейскую-коллегию дневники.

Кроме того, на окончательную сумму зачетных очков, набранных школой по всем разделам смотра-конкурса, влияет число больших и дисциплинарных штрафов, полученных ее воспитанниками в играх всесоюзного календаря.

Сумма времени больших и дисциплинарных штрафов за сезон вычитается из набранного ДЮСШ числа очков из расчета: 5 очков за каждую минуту большого штрафа.

Думаю, смотр-конкурс непременно сыграет положительную роль в деле улучшения работы ДЮСШ, в повышении вклада этих школ  в формирование команд мастеров и сборных страны.

Оправдаются ли столь радужные надежды? Все ли было учтено при разработке Положения? Ответить на эти вопросы поможет только практика — критерий истинности любого теоретического предположения.

Ближайшие год-два обогатят необходимым  опытом, подскажут, что и как надо изменить в первой редакции Положения, чтобы смотр-конкурс полностью оправдал свое назначение.
А. М. Брусованский, тренер Управления хоккея Спорткомитета СССР