О подготовке сборной команды Белоруссии к финалу VI зимней Спартакиады народов СССР

Большим событием в спортивной жизни страны явилась VI зимняя Спартакиада народов СССР, которая проходила в Красноярске с 18 февраля по 2 марта 1986 г. Допустив всего одну осечку в девяти матчах, победителем стала сборная команда БССР, составленная из воспитанников СДЮШОР «Юность» (Минск).

Важнейшей проблемой соревновательного периода на всех его этапах является поддержание высокого уровня физической готовности, дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства и морально-волевой подготовленности и достижение на этой основе высоких спортивных результатов.

Сложность решения данной проблемы в работе со сборной командой БССР была обусловлена особенностями сезона 1985/86 г., в котором наряду с задачей выхода в финал молодежного первенства страны ставилась главная задача — успешно выступить в финале VI зимней Спартакиады народов СССР. Для этого в процессе соревновательного периода необходимо было обеспечить подъем уровня спортивной формы к основному турниру года.

Большое значение придавалось психологической подготовке хоккеистов, настрою на победу в каждой игре. В результате на протяжении всего сезона только в пяти официальных матчах из 51 команде не удалось добиться успеха. Созданию боевого настроя, умению бороться до конца способствовала эффективная тренировочная работа.

Восьминедельный этап непосредственной подготовки к Спартакиаде нами рассматривался как промежуточный мезоцикл, который как бы повторял подготовительный период тренировки, но в несколько сокращенных масштабах. При планировании учитывался уровень подготовленности, функциональных возможностей и состояния здоровья каждого хоккеиста. В промежуточном мезоцикле мы выделили три микроцикла: разгрузочно-восстановительный, ударный и подводящий.

Разгрузочно-восстановительный микроцикл имел кроме задачи реабилитации (чему способствовало переключение направленности в работе) также задачи: восстановление и совершенствование общей физической подготовленности хоккеистов. В 10-дневном микроцикле преобладали общие средства подготовки вне льда (в зале, бассейне, на воздухе). Превалировали средние суммарные дневные нагрузки (в трех занятиях нагрузка была большая). Занятия были в основном одноразовые, комплексной направленности. Вторая часть занятия отводилась развитию и совершенствованию общей выносливости.

Планируя учебно-тренировочный процесс ударного микроцикла, мы учитывали, что участники финальной группы (а сборная БССР рассчитывала быть среди них сыграют 9 матчей за 13 дней, причем спаренные игры будут проходить через день. В таком напряженнейшем турнире успеха могут добиться те команды, у которых хватит физической и нервной энергии на весь турнир.

В связи с этим задачей данного микроцикла подготовки было повышение уровня функциональных возможностей, дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности (скоростных, скоростно-силовых способностей и специальной выносливости), технико-тактического мастерства и интегральной (соревновательной) подготовленности  (ИП). Мы считали целесообразным в 30-дневном цикле смоделировать условия спортивной борьбы предстоящего турнира.


Рис. Динамика показателей тренировочной нагрузки в ударном микроцикле.

Условные обозначения направленности нагрузки:
ИП — интегральная подготовка, Б — быстрота, ССВ — скоростно-силовая выносливость, ВС — выносливость специальная, ТхТ — технико-тактическая

Сборная БССР на этом этапе сыграла 13 (в основном спаренных) матчей тренировочного турнира, первенства республики и страны. Но это еще не полностью обеспечивало повышение уровня специальной физической подготовленности. Использовались также спаренные тренировки большой интенсивности, которые чередовались с днем отдыха или тренировочным занятием средней интенсивности (см. рисунок).

Повышение эффективности тренировочного процесса хоккеистов зависит от совершенствования его управления. Одна из наиболее важных задач управления — рациональный выбор тренировочных средств и методов, обеспечивающих необходимое развитие ведущих качеств спортсмена, от которых зависит достижение наивысших результатов. Для этого нами использовались тренировочные упражнения с заранее известными параметрами нагрузки.

Тренировочные задания скоростно-силовой направленности (СС) выполнялись в рамках общих занятий на льду с целью развития мышечных групп, обеспечивающих силу бросков и скорость передвижения на коньках (применялись шайбы весом 400—500 г, резиновые амортизаторы, автомобильные баллоны весом 25— 30 кг и особенно пояса весом 6— 8 кг и др.) Всего 6 однонаправленных тренировочных занятий.

Занятия скоростной направленности (Б) проводились на льду (всего 4 занятия).

Задания, направленные на развитие скоростно-силовой (ССВ) и скоростной выносливости (СВ), выполнялись в соревновательном режиме (продолжительность 40—60 с, интенсивность большая).

Задания технико-тактической направленности (ТХТ) выполнялись со средней интенсивностью.

На протяжении всего промежуточного мезоцикла в целях повышения аэробных возможностей в восстановлении работоспособности после тренировки включали бег в течение 20 мин в равномерном темпе.

Заключительный (подводящий) микроцикл (12 дней) завершал подготовку к спартакиадным матчам. Направленность тренировочной работы определялась достигнутым состоянием функциональной, физической, технико-тактической и психологической подготовленности игроков. Занятия носили преимущественно технико-тактическую направленность, в физической подготовке использовались главным образом поддерживающие режимы. Был проведен один тренировочный матч. Нагрузки планировали таким образом, чтобы в сочетании с восстановительными мероприятиями (баня, массаж, бассейн, медико-биологические средства) обеспечить свежесть команды к началу Спартакиады.

Для контроля эффективности тренировочного процесса в промежуточном мезоцикле важно было располагать объективной информацией об уровне подготовленности игроков.

Оценка срочного тренировочного эффекта осуществлялась постоянно в ходе занятия (определялось врёмя выполнения упражнения, ЧСС в конце упражнения и динамика ее восстановления). Это давало возможность получать оперативную информацию о тренировочной нагрузке и ее воздействии на организм.

Для оценки этапов подготовки использовались результаты контрольных испытаний:
— уровень специальной работоспособности определялся с помощью теста 5Х 54 м (С. К. Сарсания, 1981), где наряду с регистрацией времени бега на коньках через 3 мин после финиша определяли (по методу Баркера — Соммерсона в модификации Штромма) концентрацию молочной кислоты в крови, взятой из пальца, и измеряли ЧСС за последние 10 с первой, второй и третьей минуты после окончания теста.

Контроль за технической подготовленностью осуществлялся с помощью двух тестов, описание которых дано В. И. Колосковым и В. П. Климиным (1981).

Тест № 1 — старт и финиш мы перенесли на линию ворот (так удобнее ориентироваться при разметке дистанции), общая длина сохранилась (135 м).

Тест № 2 — несколько изменили начало: игроки стартуют спиной вперед, на точке вбрасывания разворот, дальнейшее прохождение маршрута — лицом вперед (в средней зоне 4 стойки).

В первой попытке каждого теста хоккеист проходил дистанцию без шайбы, во второй — с ведением шайбы. Учитывалась разница во времени.

Следует отметить, что повышение результата в тестах, характеризующих физические возможности спортсменов, неизменно вызывало повышение результатов в тестах, характеризующих техническое мастерство (см. таблицу). Это совпадает с данными В. М. Зациорского (1966) и Ю. В. Верхошанского (1985), которые подчеркивают, что специальная физическая и технико-тактическая подготовка связаны диалектическим единством при ведущей роли первой из них. Средние показатели точности бросков в играх Спартакиады у хоккеистов сборной БССР составляли 55,8%, а реализация — 12,7%.

Средние показатели специальной подготовленности хоккеистов при тестировании

Систематический учет и анализ тренировочных нагрузок отдельного занятия, микроцикла и т. д. давали нам возможность объективно оценивать результативность подготовки как отдельного игрока, так и команды в целом, выявлять соответствие между запланированным и достигнутым уровнями подготовленности и вносить коррективы в подготовку. Методика определения нагрузки указывалась нами ранее (Ю. В. Никонов, 1986).

Сохранить спортсменам хорошие физические и психологические кондиции помогло также эффективное управление тренировочным процессом в ходе Спартакиады: утренняя 30-минутная зарядка включала 7—8-минутную пробежку, общеразвивающие упражнения и игру в футбол (до 10— 15 мин), постоянно выполнялись упражнения на растягивание (статические) в изометрическом режиме. В свободные от игр дни зарядка увеличивалась до 50— 60 мин, включались упражнения в парах силового характера, футбол до 20—30 мин. Деловые тренировки на период Спартакиады были почти полностью сняты. Перед сном были обязательны 30-минутные прогулки.

Увеличение объема нагрузок с соревновательной интенсивностью в тренировочном процессе промежуточного мезоцикла обеспечило глубокие функциональные изменения, которые явились предпосылкой к последующей суперкомпенсации энергетического потенциала и переходу организма на более высокий уровень специальной подготовленности. Это послужило основой тому, что на протяжении двухнедельного турнира сборная БССР в третьих периодах матчей могла прибавлять в действиях и выигрывать их (за исключением одного из девяти), тогда как у других команд этого функционального резерва иногда не хватало, особенно на заключительной стадии Спартакиады.

Высокий и надежный уровень физической и психологической подготовленности игроков сборной БССР (при относительном равенстве в других компонентах по сравнению с командами-соперницами) имел определяющее значение в успешном выступлении команды в финале VI зимней Спартакиады народов СССР.