Кто ты, ребячий наставник?

Будет, полагаю, полезно, если тренер привлечет к постоянной работе с командой двух-трех родителей. Контакт с родителями поможет ему постоянно быть в курсе домашних и школьных дел юных хоккеистов. Необходимо систематически, три-четыре раза в год, проводить родительские собрания, на которых тренер держал бы отчет о проделанной работе, рассказывал о дальнейших планах команды, высказывал свое мнение о каждом хоккеисте. Тренер здесь может ставить перед родителями задачи по трудовому, эстетическому воспитанию сыновей.

Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделают занятия творческими. И тогда даже на самых трудных тренировках непременно будут улыбки.

А как, спросите, поступать с недисциплинированными ребятами? Тренер, повторяю, не имеет морального права за первую же провинность отчислять пария из команды. Он набирается терпения, ищет ключ к сердцу юноши. Пытается внушить ему необходимость раз и навсегда подчиняться порядку, установленному в коллективе.

Формы и методы такого воспитания могут быть различны. Любую недисциплинированность не следует скрывать от ребят. Непростительно, да и просто вредно, закрывать глаза на проступки игроков. Меры наказания? Это может быть и устное внушение, и выговор перед строем, и временное отстранение от тренировок. Есть, наконец, контакт с родителями, со школой, с пионерской и комсомольской организациями, чем должен воспользоваться тренер, если он исчерпал возможности своего влияния на недисциплинированного парня.

Эти советы даются на тот случай, если парень любит хоккей, дорожит им, способен добиться каких-либо успехов.

К сожалению, нередки случаи, когда юный хоккеист, проявив недисциплинированность в одной команде, не желает подчиняться установленному порядку и уходит в другой коллектив. Такого хоккеиста там принимают, да еще, если он хороший игрок, и с распростертыми объятиями.

Тренер, от которого так бесцеремонно ушел игрок, должен, считаю, проявить характер, довести дело до конца. Без разрешения тренера и коллектива хоккеист покинуть команду не может. Это закон нашей жизни. И тем, кто нарушает этот порядок, на мой взгляд, не место в хоккее. В этом справедливом требовании наставника, уверен, поддержат и местная федерация хоккея, и комсомол, и спортивные организации.

Переход же игрока из одного коллектива в другой по согласованному решению тренеров команд, вызванный уважительными мотивами, — это дело совсем другое. Нелишне завести такой порядок. Хоккеисту дается характеристика, где отмечены его достоинства и не скрываются слабости как игрока, как члена коллектива. На общем собрании ему дается наказ. Так, тепло, по-хорошему можно провожать игрока, переходящего из одного коллектива в другой.

Другой сложный вопрос — как поступить с юношей, если он слабый хоккеист, не имеет большой перспективы, хотя очень и очень старается?

Проверь, десятки раз проверь сам себя, тренер: все ли ты делаешь для того, чтобы помочь парню стать хорошим хоккеистом? Внимателен ли к нему, ту ли поручаешь роль? Поддерживаешь ли его в тяжкие минуты? Как относятся к нему товарищи по команде? И если убедишься, что твои тренерские возможности исчерпаны, ты сделал все от тебя зависящее, а он не тянет, если рядом есть другой, более способный паренек, лишь тогда откажись от него.

Отчисление юноши из команды — это всегда очень тяжелый момент. Вспомните, каким радостным был тот день, когда впервые пришел он в команду. Но если ты, наставник, проявил терпение, «семь раз отмерил», то расставание парня с коллективом проведи честно, бесконфликтно. Пригласи на беседу родителей. Желательно присутствие при разговоре и капитана команды. Объясни, почему ты отказываешься от услуг парня. Но оставь надежду, что он еще может стать хоккеистом, если подтянется, проявит характер. Возможно, он, как говорится, не рожден для хоккея и ему целесообразней заниматься другими видами спорта. Тренер и здесь, прощаясь с юношей, остается лицом заинтересованным, может дать ему ряд деловых советов.

И тысячу раз прав тот наставник, который в своей работе придерживается такого девиза: если из парнишки не выйдет выдающегося игрока, то настоящий  человек вырастет обязательно.

                                                                   А. В. Тарасов, заслуженный тренер СССР

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10