Кто ты, ребячий наставник?

Какой тренер нужен нашей «Золотой шайбе» — профессиональный наставник или тренер-любитель? На первый взгляд представляется, что лучше, если бы это был освобожденный тренер. У него нет никаких других забот, кроме хоккея. С него легче и спросить.

Но прикрепить к каждой команде профессионального тренера, согласитесь, несбыточная мечта. Сегодня в рядах «Золотой шайбы» более трех с половиной миллионов мальчишек. Верю, завтра их будет еще больше. Мы к детским соревнованиям привлекаем первоклассников. Разделите кА эти миллионы на 20 или 25 — обычно столько игроков составляют хоккейную команду — и в итоге получите число необходимых нам наставников. Цифра, что и говорить, внушительная. Стало быть, обеспечить все команды освобожденными тренерами мы никак не сможем, если даже очень этого захотим.

Но я собираюсь сказать о другом. О том, что для нашей «Золотой шайбы» предпочтительней именно тренер-любитель. И готов доказать это.

Не правда ли, наша «Золотая шайба» сродни самодеятельным детским танцевальным, хоровым, музыкальным коллективам, школьным кружкам, где ребят обучают разнообразным дисциплинам и ремеслам? И здесь, и там главенствует принцип добровольности, поощряется инициатива ребят. И там, и здесь дети близко общаются друг с другом. Плечом к плечу, дружно, весело и уверенно шагают они к общей цели. Дружба и совместная деятельность, освященные общими интересами, приносят детям громадную радость. Здесь находит воплощение горячее желание ребят применить свои способности, сполна проявить себя.

Сила подобных детских коллективов — в общественном начале. Ребята здесь учатся, в том числе и друг у друга, а тренер выполняет не служебный, а чаще, что очень важно, общественный долг. И это знают дети. Они по-своему ценят это добровольное подвижничество человека. Педагог, руководитель, и сам постоянно общаясь с детьми, становится чище, мудрее, опытнее.

Помимо всего прочего, «Золотая шайба» еще и прекрасное зрелище, где присутствуют и пафос борьбы, и находит выход хоккейное умение, игровая изобретательность ребят, что воспринимается огромной зрительской аудиторией по-особому — как нечто близкое, родное и очень желанное. На финальные состязания команд «Золотой шайбы», словно в сказку, мечтают попасть и дети, и взрослые. Такие матчи всегда не только увлекательное спортивное зрелище, но и яркий зимний карнавал, настоящий праздник советской детворы.

Побывал я во многих десятках городов нашей страны на массовых состязаниях на призы «Золотой шайбы», и всюду приходилось слышать, как уважительно отзываются юные хоккеисты о своих общественных тренерах.

Штаб «Золотой шайбы» рассчитывает не только на энтузиазм наших тренеров-любителей. Ежегодно проводятся кустовые семинары, методические мероприятия по хоккею с участием широкой аудитории. Тренеры-общественники получают здесь внушительную «порцию» новых знаний, для них выпускается хоккейная методическая литература.

Тренер-любитель всегда охотно создает рядом с командой актив родителей. Привлекает помощников из числа ребят, которые с удовольствием выполняют различные обязанности и поручения.

Тренеру помимо родительского комитета нелишне будет иметь взрослых помощников из числа родителей. А капитан и пионерский вожак команды — а они как лучшие избираются самими же ребятами — должны быть всегда готовы, подобно солдатам в бою, заменить своего командира. Все это позволит ненавязчиво, исподволь повышать активность и ответственность ребят, что и должен стремиться воспитывать тренер у своих хоккеистов. Такой путь важен и для подготовки новых тренеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10