Кто ты, ребячий наставник?

Разумеется, тренер вовсе не обязан подыскивать каждому хоккеисту друга. Для нас, наставников, важно создать в команде такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый сможет свободно высказывать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым, будет всегда уверенным в том, что к его планам и мечтам ребята всегда отнесутся с пониманием и тактом.

Мы знаем: чем выше общая культура мальчишки, тем яснее он воспринимает цели и задачи команды. Такой юный спортсмен способен стать во всем надежным помощником тренера. Возникает вопрос: а тренер? Может ли он рассчитывать на дружбу с ребятами? Ответ как будто напрашивается сам собой: он должен научиться уметь дружить со всеми. Звучит это, однако, поверхностно и несколько формально. Такая рекомендация не вполне жизненна и правдива. Тренер не лишен эмоций, симпатий и антипатий. Кто-то из ребят нравится ему больше, кто-то меньше. Естественно, это не отменяет важнейшего педагогического правила, которое требует ровного и справедливого отношения ко всем ребятам в коллективе. Значит ли это, что симпатии тренера должны быть глубоко упрятаны внутри?

Не претендуя на абсолютную истину, хочу сказать, что лично мне мог понравиться в команде лишь хоккеист дисциплинированный, трудолюбивый, из тех, кто стремится стать не только сильным спортсменом, но и надежным человеком. И об этой моей тренерской «слабости» знали в армейском коллективе игроки разных поколений.

Дружбу, чувство искреннее, чистое, не следует путать с подхалимажем. Есть еще у нас ребята — обычно это, прямо скажем, не сильнее натуры, — которые ищут близости с тренером не совсем честными способами: заискиванием, наговорами на других ребят. Кстати, случается, к этому прибегают и иные родители. В таких случаях тренер обязан решительно отметать ложь, коварство, лесть. Команда, каждый игрок должны знать: тренер не терпит неправды и фальши, непримирим к обману, ему не по душе ребята-льстецы.

Постоянные и доверительные контакты, дружба с тренером приносят детям огромную пользу. Да и тренеру работать в такой обстановке куда интересней, а значит, и легче. Труд тренера в этом случае быстро приносит зримые плоды.

Нелишне тренеру вести дневник, куда записывать интересные встречи, беседы с детьми, события в жизни коллектива, причем не только положительные.

Задумывался ли ты, наставник детской команды, вот над чем: вежливы ли твои игроки? Что скрывать, мы бываем подчас свидетелями грубости, эгоизма своих воспитанников. Давайте разберемся, в чем, в каких жизненных ситуациях, как правило, проявляется вежливость юного хоккеиста.

Начнем с утра, с подъема. Каждый ли юноша приучен приветствовать своих родных словами: «Доброе утро!»? Справиться о здоровье больного, если кто-то в доме прихворнул? Умеет ли, направляясь в школу, уступать дорогу девочкам, учителям, взрослым? Как парень приветствует друзей, сверстников? Нет ли в этих приветствиях налета вульгарности? Все это должно интересовать тренера.

Вот простой совет. Сделайте правилом приходить в раздевалку чуть раньше ребят. Тренеру там всегда есть чем заняться. Между делом понаблюдайте, с каким настроением пришел тот или иной хоккеист на тренировку, как он общается с друзьями, как ведет себя. Тренер может здесь же начать с ребятами беседу. Тема разговора возможна любая. Скажем, естественно начать разговор с того, что тренер видел, направляясь на тренировку, поговорить о прочитанной книге, новом кинофильме. А затем исподволь подвести беседу к интересующей теме — поговорить о такте, о вежливости.

Особо мы должны интересоваться отношениями юноши с учителями. Уважение к учителю, его опыту и знаниям мы, тренеры, должны постоянно воспитывать у своих подопечных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10