Кто ты, ребячий наставник?

Многие тренеры знают, что побеждать в хоккее, а главное, воспитывать настоящих парней невозможно без создания коллектива единомышленников, по-настоящему дружной и дисциплинированной команды.

Что это за коллектив — хоккейная команда? Каковы его особенности? Какие хочется здесь дать советы тренерам?

Прежде всего, тренер обязан как можно быстрее и подробнее узнать о юноше все: как он учится, как проводит свободное время, как относится к родителям, как родители относятся к его увлечению хоккеем, кто у парня друзья. Очень важно также знать тренеру, честен ли юный хоккеист в своих словах и поступках, отзывчив ли он или эгоистичен, аккуратен или неряшлив.

Так же важно тренеру рассказать ребятам о себе. Откровенный разговор в начале работы с командой может стать действенным средством для установления взаимного понимания и доверия.

Разными путями достигается сближение тренера и спортсмена. На этом пути возникают порой конфликтные ситуации.

Скажем, парень активен на поле, лидер своего звена. Но приглядитесь, в каких хоккейных приемах проявляет он активность, старателен ли в обводке, в силовом единоборстве, в завершающей фазе атаки. Заметен ли наш хоккеист на поле в те мгновения игры, когда команда проигрывает? Проявляет ли здесь он свое рвение?

Конечно, тренер, пользуясь своей властью, может создать такую обстановку в команде, что стремление спортсмена проявить себя будет, мягко говоря, приглушено. Логика здесь возможна такая: создают коллектив без премьеров. Верно ли это решение? Считаю, что нет. Оно в пользу слабых, малоодаренных хоккеистов. Нельзя отнимать у мальчишки стремление быть первым. Создавая звенья в армейской команде ЦСКА и в сборной страны, мы, тренеры, всегда поощряли желание хоккеиста быть заметным на поле. Вряд ли стоит «замораживать» это стремление и тренеру-любителю.

Но есть другая, также не простая, проблема для тренера. Кого, по вашему разумению, следует считать героями матча? Того, кто эффектно забрасывает шайбу, или тех, кто трудится на поле, создает боевой настрой в коллективе, обеспечивает команде победу? На мой взгляд, тех, кто не боится черновой работы.

Давайте представим себе идеального тренера детской хоккейной команды. Он хорошо знает природу хоккея, умеет с большой заинтересованностью посвящать ребят в тайны игры. Умело проводит теоретические занятия и тренировки на земле и на льду. Такой тренер установил раз и навсегда в команде определенный порядок. Тренировки начинаются точно в назначенный срок. Опаздывать на занятия нельзя. Это очень важный дисциплинирующий элемент. Воспитанная с детства пунктуальность становится нормой на всю долгую жизнь. В армейской команде мастеров и в детской хоккейной школе был некогда установлен такой закон: опоздал на тренировку — должен спросить разрешения тренера участвовать в ней да к тому же сделать три кульбита на площадке или на льду. Это наказание не было жестоким, скорее, полезным для спортсмена — ведь, в конце концов, акробатический кувырок способствует поддержанию атлетизма. Но кувырки в качестве наказания вызывали смех всех игроков над незадачливым хоккеистом. Над ним подтрунивали. И что интересно, опоздания в командах ЦСКА стали вскоре исключительной редкостью.

Чтобы руководить командой, создать сплоченный коллектив, тренер использует инициативу самих ребят. На кого опереться тренеру, особенно на первых порах работы с командой? На капитана. Пионерского звеньевого, если в команде пионеры. Если это уже взрослые ребята, — на комсорга команды, на ведущих игроков.

Помощниками тренера должны стать ребята сильные, волевые. Здесь важно заинтересовать ведущих игроков в выполнении общественных обязанностей, направить их энергию на активное участие в укреплении в команде дисциплины, наведении порядка. Пусть они сообща с тренером воздействуют на тех, кто позволяет себе лениться на тренировках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10