Кто ты, ребячий наставник?

Хоккей обожают миллионы детей, он верно служит не только физическому, но и духовному становлению, всестороннему развитию юношества. Занятия спортом, хоккеем приносят детям вместе с радостью крепость воли, упругость мышц, умение активно жить и трудиться в коллективе, помогают успешной учебе, приобщают к самостоятельности, к радости труда.

Конечно, не все из ребят, увлеченных хоккеем, могут прийти в хоккейные клубы, где трудятся профессиональные тренеры. Поэтому под эгидой «Золотой шайбы» создаются дворовые и школьные команды. С ними проводят занятия тренеры-любители. Они отдают детям свое сердце, знания, жизненный опыт. Не так-то просто нести им обязанности тренера — ведь у каждого своя семья, множество самых разнообразных забот. Но находят они время вместе с детьми строить площадки, заливать катки, приобретать необходимый инвентарь и защитное снаряжение, проводить тренировки, постоянно следить за учебой ребят, помогать им в пионерских лагерях. Таких подвижников, беззаветно преданных детям и хоккею, десятки тысяч. Что там скрывать, многим из них не хватает специальных знаний, они, возможно, недостаточно хорошо знакомы с физиологией, медициной, многим наверняка недостает педагогического опыта, хотя у нас в стране и проводятся регулярно специальные семинары, на которых тренеры-любители имеют возможность расширять познания, совершенствовать свое умение.

Известно, что более тридцати воспитанников «Золотой шайбы» стали чемпионами олимпийских игр, мира и Европы. Вывел их в большой хоккей тренер-любитель. Но перед тренером-любителем стоит и куда более высокая цель: дать ребятам путевку в жизнь, заложить основу для этой жизни — долгой, активной, счастливой. Поэтому мне и хочется в этой статье повести разговор о тренере-любителе. Кто ты, ребячий тренер? Что требует от тебя хоккей? Что ждут дети и их родители от хоккея?

Известно, что в разные эпохи  человеческой истории ни одно общество, по сути, не заботилось и не помышляло заботиться о духовном и нравственном воспитании грядущих поколений. Лишь рожденное Октябрем государство рабочих и крестьян с первых дней своего существования поставило такую задачу. И в первые годы Советской власти наша молодежь под руководством партии, комсомола. мужала, работала, училась, преодолевала трудности.

В начале 30-х годов после окончания семи классов и шести месячных курсов ФЗУ пришел я работать на авиационный завод. Это было нелегкое время становления нашего государства. Рабочей смене уделялось исключительное внимание. Ко мне, ко всем новичкам рабочие инструментального цеха относились будто к родным сыновьям. Они заботливо и внимательно учили нас не только профессии слесаря-инструментальщика, они учили главному — умело трудиться, по совести жить, дорожить временем. Они требовали от нас сознательности, абсолютной дисциплины и честности.

Нам, 14—15-летним мальчишкам, радостно было выполнять наказы рабочих, настоящих умельцев, любящих труд, свою профессию.

Это были исключительно искренние люди. Нам, ребятам, хотелось во всем подражать им, честным труженикам. Я и сейчас горжусь тем, что был слесарем 5-го разряда, получил крепкую, на всю жизнь, закалку в рабочей среде. Завод научил меня любить труд, ценить рабочую дружбу, жить интересами коллектива.

Сегодня, оглядываясь на пройденный в жизни путь, благодарю судьбу за то, что я родился и рос в Стране Советов. Советская власть дала мне образование, с помощью спорта я обрел крылья, стал известным тренером. Счастлив, что долгие годы мне доверяли работать с сильнейшими хоккеистами страны, утверждать силу советского спорта в споре с зарубежными соперниками, что Ленинский комсомол поручил мне быть председателем всесоюзного детского клуба ЦК ВЛКСМ «Золотая шайба».

Я — профессиональный тренер. Передо мной на протяжении более тридцати лет стояла задача воспитывать мастеров хоккея, способных побеждать и в составе команды Центрального спортивного клуба Советской Армии на всесоюзных чемпионатах и в поединках с иностранными командами на международной арене. Работая с разными по характеру, по образовательному цензу спортсменами, я всегда знал, что во встречах с равным по силам, серьезным противником, таким, например, как канадские профессионалы, победа просто так не придет. Мы, тренеры, и наши игроки должны превосходить соперников не только в хоккейном знании и умении, но и в человеческих качествах. Сила воли, сила дружбы и коллектива, сила патриотизма — все это у нас должно быть крепче, нежели у соперника. Только тогда можно взять над ним верх. Особую заботу проявляли мы о повышении грамотности, культуры наших игроков, потому что были уверены в том, что высокое общее развитие советских спортсменов поможет им быстрее овладевать секретами хоккейного мастерства, творчески выполнять игровые задания тренеров в ходе сложных поединков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10