Обучение технике игры и тренировка

Обучение ударам

В русском хоккее существует три основных удара: прямой, подсечкой и нажимом. Из них наиболее простым по технике выполнения будет прямой удар. С него и нужно начинать обучение. Когда занимающиеся освоят прямой удар, т. е. научатся придавать мячу желаемое направление и попадать в цель, следует переходить к обучению и совершенствованию удара подсечкой, который по технике выполнения несколько сложнее, чем прямой удар. После того как занимающиеся научатся посылать мяч ударом подсечкой на различную высоту и в желаемом направлении, можно переходить к обучению наиболее трудному удару нажимом.

Методическая последовательность обучения будет общей для всех ударов.

Вначале даются основные сведения по технике выполнения удара: определяется положение ног, туловища, рук, мяча, клюшки — в момент замаха, в момент удара и после него. Затем следует показ удара в «игровом» темпе. После этого снова анализируется техника движения, и удар выполняется еще раз медленно. Можно, демонстрируя технику, пользоваться кино, кинограммами, фотографиями, рисунками и другими наглядными пособиями.

Практическое обучение начинается с удара с места по неподвижно лежащему мячу. При этом занимающимся предлагается в момент удара смотреть на мяч, а также указывается направление полета мяча. В дальнейшем от них требуется выполнение удара в цель. По мере освоения техники удара силу удара нужно увеличивать, а цель уменьшать, что достигается в результате увеличения расстояния между занимающимся и целью или непосредственным уменьшением самой цели. Для того чтобы урок проходил более эмоционально и интересно, в него следует включать подсобные игры и эстафеты, состоящие из попадания мячом в цель, далеких передач или других элементов техники игры в русский хоккей.

Когда занимающиеся овладеют ударами по неподвижно лежащему мячу с места, можно переходить к обучению ударам по движущемуся мячу, но также с места. Мяч должен посылаться занимающимся точно несильным ударом. Важно, чтобы они научились улавливать момент встречи клюшки с мячом. При этом замах делается небольшим и с небольшой силой. Так же, как и в первом случае, вначале указывается только направление полета мяча. При обучении удару подсечкой высоту полета мяча лучше не ограничивать. По мере освоения техники удара мяч нужно посылать занимающимся точнее и более сильным ударом, вследствие чего им приходится увеличивать замах и силу удара по мячу. В дальнейшем мяч следует посылать сильным ударом в различных направлениях, даже в сторону от занимающихся, чтобы научить их перед ударом менять позицию.

После освоения удара по движущемуся мячу с места нужно переходить к обучению ударам по движущемуся мячу в движении. Это осуществляется двумя способами: или занимающиеся сами ведут мяч и бьют по нему, или они находятся в движении, и мяч к ним посылается тренером.

Начинать обучение нужно способом, при котором занимающиеся сами ведут мяч. Сначала скорость движения должна быть небольшой, цель не указывается, удар выполняется не с полной силой. В дальнейшем скорость увеличивается и указывается сначала большая, а затем меньших размеров цель. В такой же последовательности производится обучение занимающихся ударам по движущемуся мячу, когда он посылается им тренером.

При обучении удару подсечкой нужно различать два способа его выполнения: 1) занимающийся, делая замах, отводит клюшку назад, все время касаясь ею льда; 2) при замахе занимающийся отводит клюшку за спину. Обучение удару подсечкой следует начинать с первого способа, так как выполнение удара этим способом намного легче в связи с отсутствием большого замаха. Кроме того, этот удар является подготовительным при обучении удару подсечкой с большим замахом.

При обучении удару нажимом главное внимание нужно обратить на то, чтобы обучающиеся не увлекались вначале сильным ударом, а правильно осваивали технику накрывания мяча крюком клюшки и движение клюшки после удара. Если эти элементы техники удара нажимом не будут хорошо освоены, в игре не исключена возможность частой поломки крюков клюшки.

В процессе обучения ударам, особенно удару нажимом, целесообразно через определенное время у каждого занимающегося отдельно проверять технику выполнения ударов. Это позволит преподавателю выявить конкретные ошибки занимающегося, указать ему на них и тем самым избежать опасности неправильного освоения им техники ударов.