Основной период

Период систематических соревнований по русскому хоккею — основной период — длится сравнительно недолго — всего 8—10 недель. За это время обычно проводится около 10 соревнований.

Ведущей задачей основного периода является совершенствование команды в тактике игры (совершенствование в технике также продолжается). К середине основного периода команда в целом и каждый игрок в отдельности должны быть в отличной «спортивной форме». Поэтому все тренировки направлены к тому, чтобы на протяжении всего основного периода сохранить и еще более повысить спортивную форму игроков.

Тренер и капитан команды должны уметь безошибочно определять уровень спортивной подготовленности игроков и, определив, строить дальнейшую работу с индивидуальным подходом к каждому игроку. При этом количество тренировочных занятий, их содержание и характер будут непосредственно зависеть от состояния игроков после проведенных игр.

Например, если последняя игра потребовала от него большого напряжения, последующая тренировка может состоять только из упражнений технического характера без высокой физиологической нагрузки или даже может быть заменена отдыхом.

После «легкой» игры тренировка должна быть построена с большой нагрузкой и даже с двусторонней тренировочной игрой. По нагрузке такая тренировка может превосходить и соревновательные игры.

Результат проведенной календарной игры — проигрыш или выигрыш команды — также влияет на содержание и плотность последующих тренировочных занятий. Если команда в упорной борьбе добилась победы, то может случиться так, что интерес игроков команды к тренировке будет понижен. В этих случаях им нужно дать некоторый отдых. То же самое состояние игроков может быть после проигрыша.

К индивидуальным особенностям игроков относится и то, что некоторые из них хорошо проводят календарную игру тогда, когда отдыхают до нее 2—3 дня, а другие чем больше тренируются, тем лучше выступают в соревнованиях. Тренер должен знать эти особенности и, исходя из них, строить учебно-тренировочные занятия команды.

Тренер также обязан систематически следить за состоянием игроков по данным врачебного контроля. Он первый становится свидетелем того, как у отдельных игроков появляется нежелание участвовать в соревнованиях, апатия и пр., что в дальнейшем может привести к перетренированности. Игроку в таких случаях должен быть представлен полный отдых с освобождением не только от тренировок, но и от календарных игр. И только после того, как игрок окажется способным возобновить тренировки в полную силу, его можно включить в команду и допустить к соревнованиям.

Для того чтобы быстрее достигнуть спортивного мастерства, каждый игрок должен глубоко анализировать свои ошибки. Тренер в этом отношении — его первый помощник, так как именно ему следует находить способы исправления ошибок каждого игрока. Кроме того, тренер обязан после проведенных соревнований или учебно-тренировочных занятий указывать игрокам на достигнутые результаты и на недостатки команды и находить пути исправления этих недостатков. Иногда он просто останавливает учебно-тренировочную игру и разбирает ее сразу же во время урока. В других случаях он пользуется методом записи и разбора.

Например, каждой команде, отдельно друг от друга, тренер дает определенный план игры, в котором намечает систему игры, действия отдельных игроков команды и пр. После игры он оценивает ее и разбирает, насколько был выполнен намеченный план, какие ошибки были у команды в целом и у отдельных игроков. Часто тренер дает задание только одной команде, тогда как другая должна по ходу игры произвести оценку противника и сделать из этого соответствующие тактические выводы. После игры обязательно следует ее разбор.

Каждому игроку команды, которая не получала задания, при разборе игры предлагается сообщить, какое задание тренера получила другая команда, как была построена ее игра, какова была роль отдельных игроков и что было предпринято игроками его команды в процессе разбираемой игры. В заключение тренер детально анализирует игру обеих команд, устанавливает, как справились с его заданием обе команды и отдельные игроки, сколько времени понадобилось второй команде на оценку тактики противника и на перестройку своей игры, и определяет, в какой степени в целом выполнено его задание.

Такому же подробному анализу должны быть подвергнуты календарные игры команды. Это способствует увеличению объема знаний игроков и накоплению ими опыта не только в игре по плану, но и в оценке действий противника, а также в умении быстро принимать верные решения.

Одним из важных факторов, способствующих сохранению спортивной формы хоккеиста, является соблюдение режима. Как бы хорошо ни был игрок подготовлен к соревнованиям, он не сможет показать в них результатов, на которые способен, если нарушил свой спортивный режим. Каждый хоккеист не просто обязан строго соблюдать режим: он должен понимать, что команда рассчитывает видеть игрока вполне подготовленного, который сможет выполнить в игре возложенные на него задачи. И потому нарушать спортивный режим — это значит быть недостойным членом коллектива.