Подготовительный период
Учебно-тренировочную работу в подготовительном периоде условно можно разделить на три части: начало периода, середина и конец его. На протяжении той или иной части периода одна из сторон подготовки игроков (физическая, техническая или тактическая) может выдвигаться как ведущая, главная. Хоккеисты должны начинать свои занятия еще до наступления холодной погоды. Во второй половине октября после небольшого отдыха к ним присоединяются футболисты, летний спортивный сезон которых заканчивается только в конце сентября или в начале октября.
В начале подготовительного периода первой задачей следует признать физическую подготовку игроков, второй — подготовку в технике, третьей — их тактическую подготовку. Так как даже в средней климатической полосе СССР в это время еще нельзя заливать катки, занятия следует проводить на воздухе и изредка в спортивных залах. Частота занятий должна быть два-три раза в неделю. В занятия нужно включать общеразвивающие упражнения, упражнения из комплекса ГТО, специальные упражнения для воспитания силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, внимательности и прочих качеств. Очень полезны кроссы и игры в хоккей на земле. Из комплекса ГТО особое внимание должно быть уделено гимнастике, преодолению полосы препятствий и кроссам.
В середине подготовительного периода основное место продолжает занимать физическая подготовка. Хоккеисты заканчивают занятия по комплексу ГТО и должны обязательно сдать нормы по гимнастике, преодолению полосы препятствий и кроссу. Общеразвивающие и специальные упражнения нарастают по количеству и интенсивности и начинают носить собственно тренировочный характер. Упражнения подбираются таким образом, чтобы весь урок был переменной интенсивности. Занятия по-прежнему проводятся или в спортивном зале, или на открытой площадке. Если погода и другие условия (наличие спортивного зала, инвентаря и пр.) позволяют, следует рекомендовать проводить их комбинированно.
В этот период с целью общей физической подготовки организма хоккеистами используется целый ряд упражнений и игр.
Ходьба. Хоккеистами ходьба применяется для общей функциональной подготовки организма, а также для развития мышц ног, рук и туловища. Ходьба проводится в среднем и быстром темпе с энергичными движениями руками. Нагрузку можно увеличить, если ту же дистанцию пройти более длинными шагами или делая большее количество шагов в единицу времени. Также нагрузка будет больше, если увеличить проходимую дистанцию.
Спортивная ходьба и бег. Вместо разминки, можно применять спортивную ходьбу. При средней интенсивности она может служить также хорошей подготовкой к кроссу, который должен в тренировке хоккеистов занимать видное место в начале и середине подготовительного периода. Кроссы перед началом тренировок на льду развивают в хоккеистах выносливость, силу, быстроту, ловкость и другие качества. Кросс должен отражать специфику игры в хоккей, в которой игрокам часто приходится из относительно спокойного состояния переходить на интенсивные или средней интенсивности упражнения. Кросс нужно проводить в условиях пересеченной местности: делать подъемы и спуски, прыгать через кусты, канавы и другие естественные препятствия. При этом нагрузку следует регулировать как увеличением или уменьшением дистанции, так и интенсивностью бега, чередуя его время от времени с ходьбой. Вообще же к кроссу нужно несколько подготовиться и проводить его примерно через неделю после начала занятий.
Во время кроссов или гладкого бега следует делать «рывки»: с медленного бега и даже с ходьбы резко переходить на очень быстрый бег и с него снова на медленный или на ходьбу. В начале занятий рывков нужно делать немного и лишь на 10—15 м. В дальнейшем количество их следует значительно увеличить, а расстояние довести до 20—30 м. Рывки можно делать не только по прямой линии, но и с резкими изменениями направления (бежать назад, в сторону и т. д.). Рывки полезны тем, что развивают резкость, быстроту, силу и выносливость, и потому их целесообразно применять в каждом занятии.
Кроме рывков, большую ценность в тренировке представляет так называемый бег по кочкам («кочки» изображаются начерченными в шахматном порядке на различном расстоянии друг от друга кругами). Этот вид бега развивает мышцы ног.
Упражнения со скакалкой. Эти своеобразные упражнения прекрасно развивают дыхание, а также воспитывают выносливость, силу, ловкость и, естественно, в тренировке хоккеистов должны занимать видное место. По характеру они должны соответствовать игре в хоккей. Например, с редких медленных подскоков нужно резко переходить на быстрые частые и, наоборот, с подскоков на месте — к подскокам в движении и т. д. Упражнения со скакалкой следует строго дозировать: в первых занятиях на них может быть отведено 1—2 мин., а через 8—10 занятий — до 10 мин. без перерыва, но всегда с изменением темпа.
Упражнения с набивным мячом. Так как у хоккеиста должен быть хорошо развит и приспособлен к резким движениям мышечно-связочный аппарат рук и туловища, ему совершенно необходимо применять упражнения с набивным мячом, которые дают возможность подготовить мышцы плечевого пояса к максимальным напряжениям, сокращениям и растягиваниям.
Примерные упражнения с клюшкой. 1. Держа клюшку правой рукой за середину, повороты кисти вправо и влево. То же, другой рукой.
2. Держа клюшку правой рукой за ручку, поднимание ее крюком вверх и опускание до земли. То же, другой рукой.
3. Держа клюшку вытянутой вперед правой рукой за ручку, круговое вращение кисти в запястье. То же, другой рукой.
4. Держа клюшку вытянутой вперед правой рукой, с наклоном туловища вперед так, чтобы крюк клюшки касался земли, сгибание и разгибание кисти в запястье. То же, другой рукой.
Примерные упражнения без снарядов. Эти упражнения должны прежде всего увеличить подвижность в суставах, укрепить связочный аппарат игроков и подготовить их мышцы к растягиваниям и сокращениям. Для того чтобы не повредить мышцы, а также добиться лучшего качественного воздействия на организм, занимающиеся должны выполнять эти упражнения без счета, каждый самостоятельно. Упражнения без снарядов могут быть следующими: круговые движения в запястье с переходом на круговые движения рук в плечевых суставах; сгибание и разгибание рук в локтевых суставах (то же, с поворотами туловища); маятникообразные движения руками, поднимание на носки с выбрасыванием рук вверх; разноименные махи руками (правая перед туловищем — влево, левая за спиной — вправо); приседания и парные упражнения с партнером.
Баскетбол. Игра в баскетбол является прекрасным средством физической подготовки хоккеиста и способствует развитию у него резкости, быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также и тактического мышления (выход на свободное место, «держание» противника), В начале тренировки игру нужно проводить по упрощенным правилам, однако без изменения пунктов правил, касающихся грубой игры. Полезно, например, разрешать лишние пробежки с мячом, так как это приблизит темп игры к тому, который бывает в хоккее. В дальнейшем игру в баскетбол можно проводить по официальным правилам и отводить на нее большую часть тренировочного занятия или даже все занятие целиком.
В третьей части подготовительного периода главное внимание должно быть направлено на совершенствование команды в тактике. Техническую подготовку игроков и общую физическую подготовку следует продолжить. Физическая подготовка должна стать еще более интенсивной, так как на льду в условиях, близких к соревновательным, хоккеисты могут продуктивнее совершенствовать свою выносливость, быстроту, ловкость, силу и другие качества. Естественно, что для этого нужен каток, оборудованный для игры в хоккей.
Что касается восстановления и совершенствования навыков техники игры, то в учебно-тренировочных занятиях на катке это займет немного времени: только первые 2—3 тренировки будут отведены восстановлению и совершенствованию навыков владения коньками, ударов, остановок, ведения мяча и других. Эти занятия должны быть проведены без двусторонней игры, с целью совершенствования игроков в элементах техники и тактики, начиная с простых и кончая наиболее сложными. При этом в урок можно включить ряд эстафет и подготовительные игры, не связанные с острой борьбой за мяч, чтобы осуществить известную постепенность в нарастании нагрузки при занятиях на льду.
Дальнейшие тренировки в технике и тактике игры строятся на основе применения и развития индивидуальных качеств хоккеистов, а именно: большая часть времени учебно-тренировочного занятия отводится на совершенствование хоккеиста как раз в тех элементах игры, которыми он владеет еще недостаточно. Причем каждый элемент выполняется как изолированно, так и в различных комбинациях.
Для подобных занятий хоккейное поле должно быть оборудовано таким образом, чтобы каждый занимающийся мог выполнять свое индивидуальное задание. Для этого используются бортики, стойки, тумбочки, щиты с разметкой, мишени и другие принадлежности. За неимением их тренирующихся можно разделить на группы и вести занятия в парах, тройках или четверках.
Через 2—3 «восстановительных» урока в занятия включается двусторонняя учебно-тренировочная игра. Первый раз она проводится с остановками для соответствующих указаний и исправлений имеющихся ошибок. После 3—4 таких игр можно переходить к товарищеским соревнованиям. Все они должны обязательно записываться и подвергаться детальному разбору. В дальнейших учебно-тренировочных играх хоккеистами прежде всего устраняются недостатки, выявленные при разборе предыдущих игр.
Наряду с совершенствованием в технике и тактике игры в занятия, как правило, включаются упражнения для общей физической подготовки, имеющие целью поддержание и совершенствование тех физических качеств занимающихся, которые были приобретены ими еще до выхода на лед. Содержанием таких занятий будет также и подготовка и сдача зимних норм комплекса ГТО.
В течение всего этого периода количество тренировочных дней должно оставаться постоянным и равняться трем в неделю, причем в один из них, в воскресенье, проводятся товарищеские соревнования. Плотность же каждого тренировочного занятия должна постепенно нарастать. К концу периода игроки должны приобрести хорошую «спортивную форму» и затем успешно выступать в систематических календарных соревнованиях. Кроме того, товарищеские тренировочные игры, проводимые в конце подготовительного периода, должны выявить лучших игроков, из которых могут быть укомплектованы составы команд.