Этап календарных соревнований

Этот период начинается с подготовки к первому календарному соревнованию.

Вся учебно-тренировочная работа строится в плане подготовки к календарным соревнованиям. При этом учитываются сильные и слабые места в команде очередного противника — его тактика, моральные и волевые качества и т. д. В календарных встречах, как и на тренировках, повышается мастерство хоккеистов, развиваются их моральные и волевые качества, совершенствуется игра команды в целом.

В этот период развиваются скорость, выносливость, маневренность бега, улучшается выполнение приемов игры туловищем, совершенствуются быстрота, точность, сила и меткость броска, неожиданность, непринужденность выполнения приемов ведения, остановок, обманных движений в различных тактических условиях.

Большое внимание уделяется совершенствованию тактики. Повышаются требования к игроку, к его желанию выбрать место, к точности его передач, к умению действовать согласованно с партнером и правильно выполнять в играх отдельные тактические задания.

Тренировку команды проводят по определенному плану, с учетом особенностей противника. Например, известно, что в команде противника центральный нападающий первого состава не только хороший организатор атаки, но и игрок, мастерски забрасывающий шайбу в ворота. Его игра положительно влияет на игру партнеров. Чтобы выиграть у этой команды, очень важно нейтрализовать этого нападающего, лишив его организующей и самостоятельно-атакующей роли. На одной или двух предшествующих состязанию тренировках тренер дает задание одному игроку, например блуждающему защитнику: на своей половине поля играть против центрального нападающего своего второго состава и нейтрализовать его действия. Такое персональное задание на данную тренировку в какой-то мере подготовит блуждающего защитника к нейтрализации центрального нападающего противника в предстоящей календарной встрече.

В период соревнований теория дополняет тактическую подготовку. Тренер дает хоккеистам задания на игру, разбирает с командой прошедшие встречи.

Надо наблюдать за физическим состоянием игроков в процессе соревнований и, особенно в конце сезона, следить за дозировкой упражнений в уроках. Перед календарным состязанием и после него обычно дается день активного отдыха, хотя не исключена иногда и легкая тренировка или катание на катке, особенно в первой половине календарных игр.

Как правило, нагрузка в тренировках в конце календаря игр снижается. В отдельных случаях некоторым игрокам тренировку можно заменять простым катанием на коньках.

Примерная тренировочная неделя на льду для команд, участвующих в городских соревнованиях.

Вторник. Тренировка команды, включая в занятия игру на двое ворот, один период.

Среда. Свободный от тренировки день.

Четверг. Тренировка команды, включая в занятия игру на двое ворот, три периода.

Пятница. Тренировка команды. Тренировка вратарей.

Суббота. Свободный от тренировки день.

Воскресенье. Товарищеская или календарная игра.

Понедельник. Свободный от тренировки день, баня, массаж.

Если команда тренируется только три раза в неделю, то исключается тренировка в четверг или пятницу.

Дополнительной тренировкой в свободный день может служить катание на катке.

Для команд, участвующих во всесоюзном розыгрыше. Вторник. Тренировка команды, включая в занятия игру на двое ворот, два периода.

Среда. Легкая индивидуальная тренировка. Тренировка вратарей.

Четверг. Тренировка команды, включая в занятия игру на двое ворот, три периода.

Пятница. Тренировка команды. Тренировка вратарей.

Суббота. Свободный от тренировки день.

Воскресенье. Товарищеская или календарная игра.

Понедельник. Свободный от тренировки день, баня, массаж.

Если команда вместо пяти раз в неделю может тренироваться только четыре раза, то тренировка в среду заменяется катанием на катке или исключается.

Календарь игр может быть составлен так, что команда будет играть чаще, нежели один раз в неделю. Если игры будут происходить через четыре дня на пятый, то после календарного и свободного дней в последующие два дня устраивают тренировки, которые по характеру могут совпадать с теми, которые даны для четверга и пятницы. Перед календарным соревнованием — свободный от тренировки день.

В календарных играх через три дня на четвертый вместо двух тренировок проводится одна.

Под тренировкой вратарей подразумеваются отдельные специальные занятия.

Остальная подготовка вратарей проходит в общем плане одновременно с тренировкой команды.

В некоторых случаях игра на двое ворот между своими составами может быть заменена товарищеским соревнованием.

Содержание тренировочных занятий на льду. Первая часть (вводная) — 5—10 мин. Построение. Краткое объяснение содержания урока и задач.

Бег на коньках в среднем темпе в различных направлениях 2— 3 мин. В очень морозную погоду продолжительность бега увеличивается до 4—5 мин. Можно включить во время бега простые по выполнению упражнения: вращение кистей, вращение рук, наклоны туловища, приседания, способствующие разогреванию хоккеиста.

Вторая часть (подготовительная) — 20—25 мин. Развитие физических качеств и навыков, необходимых хоккеисту.

Комплекс упражнений гимнастического характера с клюшкой и без нее, способствующих развитию ловкости, гибкости, устойчивости, силы. Упражнения выполняют на месте и в движении.

Специальные упражнения, способствующие совершенствованию скорости, маневренности, выносливости: движение на коньках лицом и спиной вперед, упражнения на ускорение в различных направлениях самостоятельно и по сигналу тренера, игровые упражнения, продолжительный скоростной бег и другие упражнения.

Упражнения, воспитывающие быстроту реакции. Бег и его разновидности с изменением направлений в индивидуальных и игровых упражнениях.

Упражнения без шайбы, способствующие применению приемов игры туловищем.

Совершенствование физических качеств и навыков может во второй части урока идти не только изолированно, но и по мере повышения мастерства игроков в сочетании с техническими и тактическими приемами хоккея.

Третья часть (основная) — 70—90 мин. Изучение и совершенствование элементов техники хоккея: бросков шайбы, остановок, ведения и обманных движений. Техника игры вратаря.

Упражнения, развивающие точность, неожиданность, силу и меткость броска, непринужденность ведения с хорошей ориентировкой на поле, быстроту действий клюшки с шайбой.

Упражнения с шайбой: самостоятельные, в парах, в группах.

Закрепление навыков правильной игры туловищем в игровых упражнениях с шайбой и игре на двое ворот.

Совершенствование техники в различных тактических упражнениях.

Изучение и совершенствование тактики.

Привитие навыка к самостоятельным и коллективным тактическим действиям. Освоение и тренировка тактических принципов выбора места: «открывание» и «закрывание». Воспитание умения ориентироваться в игровой обстановке.

Разучивание и тренировка различных тактических комбинаций. Разные тактические задания, взятые из самой игры, создание вариантов. Например, игра трех протиВПвух водящих в квадрате; быстрое продвижение двух нападающих на ворота с обыгрыванием защитника при помощи оставления шайбы партнеру и последующим броском шайбы по воротам.

Совершенствование техники и тактики в сочетании со скоростью, маневренностью, выносливостью.

Применение разученных технических и тактических элементов в игре на двое ворот. Обучение и совершенствование тактической разносторонности в действиях хоккеиста. Игра хоккеиста на других местах в команде. Выполнение специальных заданий.

Игра по определенным тактическим вариантам. Игра неравночисленных составов, игра с различной формой замены.

Самостоятельная тренировка хоккеиста.

Четвертая часть (заключительная) — 5 мин. Медленный бег на коньках. Построение. Замечания и объявления.

Продолжительность всей тренировки 2 часа.

Примерно так распределяется время в уроке в предсоревновательном этапе обучения и тренировки.

В период календарных соревнований можно уменьшить вторую часть урока до 10—15 мин. за счет увеличения третьей или замены второй части урока третьей. Изменения в распределении времени в уроке целиком зависят от цели занятия.