Новичок в команде мастеров

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Итак, осуществилась моя первая мечта — я попал в команду мастеров. Правда, в ее составе я еще долго не играл, а только тренировался. Но почему все же так рано, в пятнадцать лет, меня заметили тренеры «Локомотива»? Позже, обдумав это, я пришел к выводу: мне повезло благодаря господствовавшей в ту пору в юношеских командах системе тренировок. Наставники не ставили перед собой цель обучить подопечных, так сказать, классическим вариантам выполнения хоккейных приемов. Не заставляли ребят выполнять какие-либо действия на льду только так, а не иначе. Не вмешивались жестко в процесс освоения техники, и это позволяло нам проявлять самостоятельность и в обводке, и в бросках, и в манере игры. Если, скажем, в матче я обыгрывал одного, другого, а то и третьего подряд соперника, тренер мне прощал импровизацию. Не настаивал, как нередко слышишь сейчас, на том, чтобы я побыстрее отдавал шайбу свободному партнеру. То есть нам не мешали совершенствовать все лучшее, что было в каждом. Хотя, как сейчас мне кажется, все это делали неосознанно, стихийно. Но результаты получались хорошие: хоккеисты развивали свои лучшие индивидуальные качества и становились яркими, оригинальными игроками.

Тренерами мастеров «Локомотива» в начале 60-х годов были Григорий Мкртычан и Владимир Горохов. В клубе подобрался отличный коллектив: ребята умные, не замыкавшиеся только на хоккее. Большинство игроков учились в различных вузах, в том числе и технических. Интеллектуальный потенциал команды был высоким. И это, я уверен, в немалой степени помогло моему росту.

В коллективе не было ни грубости, ни высокомерия, ни нецензурных выражений — ничего такого, что способно в корне подорвать веру новичка в партнеров и в свои перспективы. Несмотря на молодость, я был принят локомотивцами по-дружески. Они не только видели во мне будущего партнера по играм, но и интересовались моими жизненными взглядами, стремлениями.

Мастера сразу же стали помогать мне вникать в тонкости хоккея, хотя, как я думаю, не могли не видеть во мне потенциального конкурента   за место в составе. Никто не пытался, скажем, показать свое превосходство,   применяя   ко мне жесткий силовой прием, а это, к сожалению, нередко ныне случается со стажерами в командах мастеров. А ведь подобный метод «воспитания» может вообще отбить у новичка охоту играть в хоккей... Мои партнеры всячески помогали развитию игровых качеств, которыми я отличался.

Оказавшись на льду вместе с мастерами, я во все глаза наблюдал за ними. Тем более что в клубе были игроки сборной страны: Виктор Якушев, Виктор Цыплаков, Николай Снетков. Я воспринимал их как людей сверхъестественных и пытался подражать. Больше всего в то время меня восхищали искусно выполненные технические приемы. О других сторонах подготовки хоккеиста я имел самые смутные представления. Даже не подозревал, насколько важны классному хоккеисту высокая скорость, атлетизм, умение применять различные тактические варианты командных действий.

Глядя на старших товарищей, я удивлялся простоте их игры. Как это мастер ведет шайбу и в течение нескольких секунд не перекладывает ее с одной стороны крюка на другую, а потом вдруг одним движением клюшки обыгрывает соперника? Ведь помнил я и других хоккеистов, которые часто перебирали шайбу клюшкой —это нравилось зрителям, а обвести защитника не могли. Расспрашивал обо всем партнеров. Мне объясняли, что простота — наивысшее проявление технического мастерства. Понять это в то время было нелегко. И я продолжал наблюдать, раздумывать, анализировать...

Вот, например, прием шайбы. Выполнить его вроде бы несложно, а не у всех получается. Кое у кого шайба отскакивает от клюшки. А вот Михаил Ржевцев никогда зря ее от себя не отпускал. Принимая пас, он прикрывал шайбу от соперника, наклоняя корпус, и делал вираж, подставляя сопернику спину или ведя сбоку одной рукой, так что защитнику никак было не дотянуться.