Обучение тактике игры

Обучение надо начинать с ознакомления занимающихся при помощи макетов, схем, просмотров игр и пр. с различными тактическими системами и объяснения функций и обязанностей каждого игрока, отдельных линий и звеньев команды.

Тактические действия по определенной тактической системе выполняются сначала в упрощенных условиях, затем отрабатываются в учебных двухсторонних и товарищеских матчах и окончательно закрепляются в календарных состязаниях.

На теоретических занятиях тренеру необходимо проводить разборы проведенных игр с указанием на удачные тактические действия и допущенные ошибки, а также давать установку на предстоящую игру. Не следует ограничиваться освоением только одной тактической системы. Необходимо искать такие тактические «ключи», которые открывали бы перед командой возможность добиться желанной победы во встречах с соперниками самого различного стиля.

Обучение групповым действиям и совершенствование в них начинаются с разъяснения их тактического смысла, затем разучиваются простейшие комбинации с участием двух-четырех игроков с открыванием на свободное место, со сменой мест и другие игровые упражнения. По мере приобретения игрового опыта разучиваются более сложные тактические действия: действия отдельных линий и звеньев команды в нападении и защите, при реализации свободных и угловых ударов и при защите своих ворот от этих ударов.

Разыгрывать комбинации надо сначала при пассивном расположении защитников, а затем усложнять условия, постепенно приближая их к игровым. При разучивании и совершенствовании комбинаций для взятия ворот противника необходимо тут же отрабатывать различные защитные варианты игры.

Продумать заранее такие комбинации, которые давали бы возможность легко забивать голы, невозможно. Это зависит от тактической сообразительности игроков, их опыта и тактического мастерства, а также от противодействия защищающихся. Однако несколько наигранных комбинаций, особенно при так называемых стандартных положениях (например, угловых и свободных ударах), команда должна разучить на учебно-тренировочных занятиях и иметь на вооружении.

Основными тактическими принципами для построения комбинаций являются:
1)            умение создать численный перевес игроков на отдельном участке поля за счет лучшей маневренности и умения игроков освобождаться от опеки соперника;
2)            умение создать условия отдельным игрокам для успешной атаки ворот;
3)            умение использовать индивидуальные качества игроков для решения тактических задач;
4)            умение использовать угловые и штрафные угловые удары для взятия ворот;
5)            умение использовать численное преимущество.

Обучение индивидуальным действиям и совершенствование в них начинается с различных упражнений по ведению мяча с обводкой стоек и применением обманных движений.

При тренировке игроков в выборе позиции, приеме и передачи мяча, умении «закрыть» соперника рекомендуются такие упражнения, как игра в квадрате с двумя водящими, борьба за мяч на ограниченной площадке 3x3, 4X4, 5x5 и другие игровые упражнения.

Для отработки передач и ведения мяча целесообразно выполнять упражнения в парах в движении. На рис. 58 показано движение игроков при выполнении пяти простых упражнений в передачах мяча и движении. Игроки А и Б передвигаются каждый по своей линии (расстояние между ними 5—6 м) и передают мяч друг другу на выход по диагонали.


Рис. 58. Упражнение для совершенствования передач мяча в движении

1.            Игроки играют в два касания, принимая и передавая мяч с удобной стороны. При этом игрок А принимает и передает мяч несколько сзади-сбоку или сбоку, поворачивая туловище направо. Игроки передают мяч друг другу толчком или броском низом.

2.            Игроки передают мяч друг другу в одно касание легким кистевым ударом с удобной стороны.

3.            Игрок А принимает мяч с удобной стороны, посылает его вперед, а затем передает партнеру толчком с неудобной стороны.

4.            Игрок А принимает и передает мяч с неудобной стороны.

5.            Игроки передают мяч друг другу в одно касание, при этом хоккеист А играет только с неудобной стороны.

После пробегания одного (двух) кругов по кромке поля игроки меняются местами. На рис. 59 (упражнения 6 и 7) продемонстрировано движение игроков при выполнении более сложных упражнений в движении с ведением мяча и со сменой мест (расстояние между игроками 8—10 м).

6.            Игрок Б ведет мяч влево толчками справа, а затем, резко поворачивая туловище, передает мяч по диагонали направо толчком с удобной стороны. Игрок А делает рывок за спиной игрока Б, принимает мяч с удобной стороны и ведет мяч влево, игрок Б перемещается по диагонали вправо за спиной партнера и т. д.

7.            Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее, только игроки передают мяч друг другу с неудобной стороны крюком, повернутым вниз.


Рис. 59. Упражнение для совершенствования передач мяча в движении с ведением мяча и со сменой мест

Эти семь упражнений следует выполнять на каждом занятии и во время разминки перед играми, чтобы лучше почувствовать мяч и поле.

На каждом занятии рекомендуется также изучать и отрабатывать различные обманные движения. Обманные движения изучаются вначале в медленном темпе без мяча и без сопротивления соперников. Затем используются упражнения по ведению мяча с обводкой стоек при сопротивлении партнера. Примерные упражнения таковы:
1.            Игроки, двигаясь в колонне без мячей, выполняют по команде (сигналу) финты туловищем, клюшкой, изменяют направление движения и скорость.

2.            Игроки ведут мяч с интервалом 10—15 м и обводят стойки, стоящие на расстоянии 8—10 м друг от друга в шахматном порядке, применяя финты туловищем и клюшкой по сигналу тренера.

3.            Нападающий старается обыграть защитника в коридоре 3—5 м в движении.

4.            Игра 2X2 на ограниченном участке поля с применением финтов и передач.

5.            Обманные движения при взятии ворот, защищаемых вратарем.

Вариантов обманных движений очень много. Тренеру нужно поощрять тех игроков, которые применяют «свои» приемы, свойственные только одному исполнителю. Все игроки должны проявлять инициативу и творчество в освоении различных обманных движений.

Чтобы научиться входить в круг удара, на тренировках необходимо отрабатывать различные упражнения с обыгрыванием защитника, вратаря и последующим ударом по воротам. На рис. 60 показано упражнение с обыгрыванием нападающими полузащитника (до 23-метровой линии), защитника (между 23-метровой линией и кругом удара) и завершающим ударом по воротам с 12—14 м, защищаемым вратарем. Это упражнение выполняется поточно.


Рис. 60. Упражнение с обыгрыванием полузащитника и защитника

Рис. 61 демонстрирует упражнение, где игроки нападения поточно обыгрывают защитника, которого страхует вратарь. Если защитник обыгран, то вратарь тут же вступает в борьбу с нападающим. Нападающий пытается обыграть выдвинувшегося вперед вратаря и забить гол.


Рис. 61. Упражнение с обыгрыванием защитника, страхуемого вратарем

На рис. 62 показано упражнение с обыгрыванием нападающими А и Б одного защитника, подстраховываемого вратарем. Игрок А ведет мяч, а затем передает его вправо партнеру Б, который принимает мяч и передвигается с ним вперед. Сблизившись с защитником, он посылает мяч влево по диагонали мимо защитника с таким расчетом, чтобы игрок А не оказался в положении «Вне игры» и чтобы вратарь не успел перехватить мяч. Задача игрока А — обыграть вратаря и забить гол.


Рис. 62. Упражнение для двух нападающих с обыгрыванием защитника и вратаря

Упражнение можно также выполнять с атакой ворот справа, слева и по центру. В атаке могут участвовать два-три игрока нападения и один-два защитника.

На учебно-тренировочных занятиях отрабатывается также тактика использования стандартных положений. Много внимания уделяется выполнению свободного удара вблизи круга удара команды противника. При отработке на занятии этого удара в упражнении обычно участвуют шесть-семь защищающихся игроков, включая вратаря, и пять-шесть атакующих игроков. Свободный удар обычно производит один из полузащитников. Выполняется свободный удар также справа и слева вблизи круга удара.

Взаимодействие игроков при выполнении штрафного углового удара и защита своих ворот при этом ударе шлифуются обычно в конце занятия в одних и тех же упражнениях. Шесть игроков атакуют ворота и шесть защищаются. Может быть применен и соревновательный метод — между тройками атакующих или между атакующими и защищающимися.