Планирование и учет учебно-тренировочной работы

Для правильного проведения учебно-тренировочной работы в хоккейной секции должны быть следующие документы:
1)            программа — кратко изложенный теоретический и практический материал, который должен быть освоен занимающимися в различные периоды в процессе учебно-тренировочных занятий, особенно в подготовительном и соревновательном периодах, и закреплен в товарищеских и календарных матчах;
2)            перспективный план на 4—5 лет, в котором указываются ориентировочные результаты команды в течение этих лет и достижения отдельных игроков в физической и технической подготовке;
3)            учебный план на год, в котором отмечаются часы, отводимые на теоретические занятия, физическую, техническую и тактическую подготовку в каждом периоде, а также сроки проведения товарищеских и календарных игр;
4)            график прохождения программного материала по месяцам;
5)            рабочий план или поурочный план, который составляется тренером на 1—2 месяца;
6)            расписание занятий с указанием дней, часов и мест проведения занятий (рекомендуется занятия проводить не реже двух раз в неделю, а в выходные дни принимать участие в товарищеских или календарных встречах);
7)            конспект учебно-тренировочного занятия;
8)            график подготовки к сдаче и график сдачи норм комплекса ГТО.

Чтобы правильно составить учебный план, необходимо знать общее количество часов, отводимое на учебно-тренировочную работу. Проводить учебно-тренировочную работу следует круглый год. Годовой цикл планируется с учетом трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Если в течение года команда участвует зимой в соревнованиях по хоккею с мячом, а летом — по хоккею на траве, то в соответствии с этим необходимо планировать два тренировочных цикла в течение года. Длительность периодов зависит от возрастных особенностей, подготовленности занимающихся, календаря соревнований и климатических условий. Каждый из периодов имеет свои задачи.

Подготовительный период начинается за несколько месяцев до начала соревнований. Основное внимание в этом периоде уделяется всесторонней физической подготовке хоккеистов, изучению и совершенствованию ими техники и тактики игры, воспитанию моральных и волевых качеств игроков, повышению их теоретических знаний, изучению правил игры.

На первом этапе подготовительного периода акцент делается на общей физической подготовке и овладении элементами техники игры. Наиболее ценным средством для восстановления спортивной формы являются кроссы по пересеченной местности от 1 до 5 км, которые необходимо чередовать с занятиями на ровной площадке или в зале с клюшками до самого выхода на травяной газон, Кроссом может заканчиваться любая тренировка.

В процентном отношении это выглядит так: общая и специальная физическая подготовка — 80% всего времени, техника и тактика игры — 20% времени.

На первом этапе подготовительного периода рекомендуется использовать различные подвижные игры, эстафеты с переноской груза, различные гимнастические и акробатические упражнения, а также спортивные игры, баскетбол, футбол, теннис и бадминтон. В конце этапа сдаются специальные нормативы по физической подготовке.

На втором этапе подготовительного периода значительно больше внимания уделяется уже специальной подготовке хоккеистов, совершенствованию технических приемов и тактических действий в условиях, близких к игровым. Содержание тренировки носит направленный характер.

Организм хоккеиста подготавливается к выполнению максимальных нагрузок — достижению спортивной формы. Наряду с общеразвивающими упражнениями на этом этапе периода необходимо больше использовать специальные упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, ориентировки, различные упражнения в технике и тактике, организовывать учебные двухсторонние игры и товарищеские встречи с другими командами или проводить небольшие тренировочные турниры.

В подготовительном периоде необходимо также проводить теоретические занятия по программному материалу, направленные главным образом на изучение правил игры и различных тактических систем. Исходя из наличия хоккеистов, выполняющих различные игровые функции, тренер предварительно определяет тактический рисунок игры команды.

Соревновательный период — это период календарных соревнований. Главное внимание в нем обращается на дальнейшее развитие физических и волевых качеств хоккеистов, совершенствование в технике и овладение тактикой игры, приобретение игрового опыта. Необходимо заботиться и о поддержании спортивной формы на желаемом уровне и повышении ее к наиболее ответственным соревнованиям. Теоретические занятия направляются на разбор проведенных игр и установки на предстоящие игры. Не следует забывать также о различных мероприятиях, снимающих нервное и физическое напряжение (беседах, лекциях, театре, кино и т. п.).

В технической подготовке значительное время отводится на тренировку быстроты передвижения и выполнения приемов. В тактической подготовке большое место занимает повышение взаимодействия между игроками и отдельными звеньями, разучиваются новые тактические варианты ведения игры.

Переходный период начинается после окончания соревнований. Основная задача периода — постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху. В переходный период следует также поддерживать спортивную форму на необходимом уровне. Основные средства для этого — кроссы, занятия плаванием, гимнастикой, акробатикой, различные спортивные игры.