Примерная программа для занятий с мальчиками и юношами 11-16 лет

Главные задачи, которые решают секции, организованные для детей и юношей, таковы:
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
содействие всестороннему физическому развитию детей и юношей;
обучение юных спортсменов современной технике и тактике игры в хоккей на траве.

Правильно организованная учебно-тренировочная и воспитательная работа с юными хоккеистами должна содействовать подготовке их к трудовой жизни и общественно полезному труду.

Секционная работа проводится по группам (командам) под руководством тренера или преподавателя физического воспитания. В каждой учебной группе (команде) из состава занимающихся избирается капитан команды, который является первым помощником тренера во всей учебно-тренировочной работе.

Во время организации хоккейной секции создается родительский совет из родителей занимающихся нескольких групп, который оказывает помощь тренерам в постановке учебной и воспитательной работы, в организации летних спортивно-оздоровительных лагерей, в подготовке спортивной формы для соревнований и т. д.

При переходе занимающихся из одной возрастной группы в другую они должны сдать определенные нормативы. Контрольные испытания по физической подготовке проводятся в форме соревнований в конце подготовительного периода. Полная же оценка индивидуальных способностей юных хоккеистов должна основываться на комплексе показателей: физического развития, технической подготовленности и тактического мышления.

Численный состав групп, возраст занимающихся, количество занятий в неделю и их продолжительность рекомендуются следующие:

Наименование групп Возраст Количество занимающихся в группе Количество занятий в неделю Продолжительность одного занятия
Детская (начинающая) 11—12 20 2 1,5 часа
Подростковая 13—14 18 3 1,5 часа
Юношеская 15—16 18 3 1,5 часа

Занимающиеся в группах юные хоккеисты должны: сочетать занятия спортом с успешной учебой в школе; регулярно посещать учебно-тренировочные занятия; быть, дисциплинированными; выполнять все требования тренера; бережно относиться к общественной собственности (спортивная форма, оборудование, инвентарь);
активно участвовать в общественной жизни коллектива.

Учебно-тренировочная работа проводится круглогодично с учетом климатических условий и местных особенностей. Юные хоккеисты должны изучать теоретический материал по вопросам техники и тактики игры, гигиены и самоконтроля спортсменов, правил соревнований и др.

Практические занятия проводятся два-три раза в неделю. Количество занятий в неделю зависит от возраста и подготовленности занимающихся.

Основной формой учебной работы во всех группах (командах) является урок (групповое занятие). Кроме участия в групповых занятиях по расписанию юные хоккеисты должны ежедневно делать утреннюю зарядку, а также самостоятельно выполнять индивидуальные задания тренера для совершенствования физической и технической подготовки. К участию в календарных соревнованиях юные хоккеисты допускаются с 13 лет.

В летний период учебную работу рекомендуется проводить в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях. Для этого оборудуют элементарные площадки и организуют соревнования между сборными командами лагерей, а также на первенство лагеря между отрядами. В соревнованиях наряду с мальчиками могут принимать участие и девочки.

Начиная с 15 лет юным хоккеистам следует прививать инструкторские навыки для проведения занятий, организации и судейства соревнований.

Весь процесс учебно-тренировочной работы должен носить воспитывающий характер. Воспитательная работа проводится тренером, родительским советом и активом с помощью пионерской и комсомольской организаций. Задачи воспитания необходимо решать повседневно: в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, различных общественных мероприятий и особенно в период летних лагерей.

У юных спортсменов следует воспитывать коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, чувство ответственности перед коллективом, спортивное трудолюбие, умение преодолевать трудности, высокую сознательность и другие моральные черты, свойственные передовому советскому человеку.

Большое значение как средство воспитания имеет личный положительный пример преподавателя-тренера, правильное применение им поощрений и взысканий, использование мер общественного воздействия.

Воспитанию занимающихся способствуют также: хорошая организация занятий; высокая требовательность к выполнению упражнений; аккуратное посещение занятий; соблюдение правил поведения на занятиях, соревнованиях и в быту.

В работе с юными хоккеистами применяются различные формы и методы воспитательной работы: проведение бесед, лекций, экскурсий, походов, посещение музеев, выставок, театров, кино, участие в общественно-политической жизни школы (Дома пионеров) и т. д.

Тренеры должны следить за успеваемостью хоккеистов в школе и их поведением. Проверка дневников, личная связь с классными руководителями и родителями хоккеистов должны осуществляться тренерами систематически. В зависимости от успеваемости учащегося тренер может совсем запретить ему посещать учебно-тренировочные занятия или разрешить посещать их частично.

За время соревновательного периода (июнь—август) учебно-тренировочные занятия рекомендуется проводить в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях. В лагере все занимающиеся должны делать ежедневную утреннюю зарядку в составе группы (команды) под руководством капитана команды. Практические занятия рекомендуется проводить четыре-пять раз в неделю, но с различной физической нагрузкой.

Примерный летний (лагерный) учебный план соревновательного периода (продолжительность 6 недель) может быть таким:

  Содержание Учебные группы
детская (11—12 лет) подростковая (13—14 лет) юношеская (15—16 лет)
1. Теоретические занятия      
1. Основы техники и тактики игры 2 2 2
2. Изучение правил игры 4 4 4
3. Разбор сыгранных матчей 4 7 7
4. Установки на предстоящие игры 4 7 7
  Итого часов 14 20 20
  II. Практические занятия      
1. Общая физическая подготовка 6 4 4
2. Специальная физическая подготовка 4 4 4
3. Изучение и совершенствование:      
  — техники игры 15 10 6
  — тактики игры 5 6 6
4. Инструкторская и судейская практика 4
5. Товарищеские игры 16 8 8
6. Календарные игры 20 20
  Итого часов 46 52 52
  Всего часов 60 72 72

Примечания: 1. Товарищеские игры для детской группы рекомендуется организовывать по субботам и средам, для подростковых и юношеских команд

— по средам и пятницам.

2.            Календарные игры целесообразно проводить по воскресеньям, а иногда и по средам.

3.            Дни отдыха для детских команд — по воскресеньям и четвергам, для подростковых и юношеских команд — по понедельникам.

4.            Установку на предстоящую игру лучше давать накануне дня соревнований, а перед игрой уточнять детальный план игры.

5.            Тренировочные нагрузки необходимо распределять равномерно в течение недели.

В тренировочном недельном цикле для подростковых и юношеских команд —две двухсторонние игры и два занятия со средней нагрузкой; для детских команд — одна-две двухсторонние игры, одно-два занятия со средней нагрузкой и два занятия с малой нагрузкой.

Занятия с малой нагрузкой обычно проводятся накануне игры. Занятие включает в себя упражнения, не требующие больших нервно-мышечных усилий. Упражнения проводятся с умеренной интенсивностью. Продолжительность занятий — 40—50 мин.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределяется по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и их общей физической и спортивной подготовленностью.

В зависимости от степени подготовленности юных хоккеистов и условий проведения занятий тренер может вносить в программу необходимые изменения, не ломая общей структуры изучения материала для данной группы.

Во время учебно-тренировочных занятий необходимо не только предусматривать изучение нового материала, но и совершенствовать ранее изученные приемы и действия.

Для детской группы (11 —12 лет) теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме с демонстрацией наглядных пособий. В подростковой и юношеских группах теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи проводятся врачом.

Практический материал программы изучается и отрабатывается на учебно-тренировочных занятиях и совершенствуется в процессе товарищеских и календарных игр.

Тренеру во время учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать особенности детей. Следует помнить, что в возрасте 11 —13 лет дети стесняются своей неловкости и быстро утомляются. Поэтому в занятиях с детской и подростковой группами большое место должно отводиться подвижным играм, упражнениям для развития быстроты, ловкости и координации движений. Силовые упражнения следует применять осторожно, избегая продолжительных усилий. Упражнения на развитие силы необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и быстроту. Умению расслаблять мышцы необходимо обучать с раннего возраста.

Развитие выносливости достигается путем постепенного увеличения дозировок нагрузки, интенсивности занятий, степени трудности упражнений. Упражнения, выполняемые интенсивно, следует чередовать с упражнениями, выполняемыми в медленном темпе.

Овладение техникой и тактикой игры в хоккей на траве — длительный процесс, требующий от юноши настойчивости и трудолюбия. Поэтому наряду с развитием физических качеств, овладением техническими и тактическими навыками большое внимание следует уделять воспитанию таких волевых качеств, как смелость и решительность, инициатива и находчивость, дисциплинированность, воля к победе, чувство коллективизма и товарищеская взаимопомощь.

В начале обучения акцент делается на правильности выполнения технических приемов. Условия выполнения приемов нужно постепенно усложнять, приближая их к игровым. По мере освоения технических элементов игры юным хоккеистам рекомендуется давать такие упражнения, при выполнении которых им приходится решать тактические задачи.

Упражнения по тактической подготовке ставят целью научить юных хоккеистов быстро ориентироваться в мгновенно меняющейся игровой обстановке, правильно оценивать игровую ситуацию и выбирать правильное решение. Юным игрокам необходимо систематически давать задания для самостоятельной работы и затем проверять их выполнение. В процессе занятий нужно использовать различные упражнения из других видов спорта, особое внимание уделяя игре в хоккей с мячом, футболу и баскетболу.

Для изучения и совершенствования техники и тактики игры в хоккей на траве рекомендуется определенная последовательность прохождения занимающимися программного материала.