Примерная программа для занятий с мальчиками и юношами 11-16 лет
Главные задачи, которые решают секции, организованные для детей и юношей, таковы:
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
содействие всестороннему физическому развитию детей и юношей;
обучение юных спортсменов современной технике и тактике игры в хоккей на траве.
Правильно организованная учебно-тренировочная и воспитательная работа с юными хоккеистами должна содействовать подготовке их к трудовой жизни и общественно полезному труду.
Секционная работа проводится по группам (командам) под руководством тренера или преподавателя физического воспитания. В каждой учебной группе (команде) из состава занимающихся избирается капитан команды, который является первым помощником тренера во всей учебно-тренировочной работе.
Во время организации хоккейной секции создается родительский совет из родителей занимающихся нескольких групп, который оказывает помощь тренерам в постановке учебной и воспитательной работы, в организации летних спортивно-оздоровительных лагерей, в подготовке спортивной формы для соревнований и т. д.
При переходе занимающихся из одной возрастной группы в другую они должны сдать определенные нормативы. Контрольные испытания по физической подготовке проводятся в форме соревнований в конце подготовительного периода. Полная же оценка индивидуальных способностей юных хоккеистов должна основываться на комплексе показателей: физического развития, технической подготовленности и тактического мышления.
Численный состав групп, возраст занимающихся, количество занятий в неделю и их продолжительность рекомендуются следующие:
Наименование групп | Возраст | Количество занимающихся в группе | Количество занятий в неделю | Продолжительность одного занятия |
Детская (начинающая) | 11—12 | 20 | 2 | 1,5 часа |
Подростковая | 13—14 | 18 | 3 | 1,5 часа |
Юношеская | 15—16 | 18 | 3 | 1,5 часа |
Занимающиеся в группах юные хоккеисты должны: сочетать занятия спортом с успешной учебой в школе; регулярно посещать учебно-тренировочные занятия; быть, дисциплинированными; выполнять все требования тренера; бережно относиться к общественной собственности (спортивная форма, оборудование, инвентарь);
активно участвовать в общественной жизни коллектива.
Учебно-тренировочная работа проводится круглогодично с учетом климатических условий и местных особенностей. Юные хоккеисты должны изучать теоретический материал по вопросам техники и тактики игры, гигиены и самоконтроля спортсменов, правил соревнований и др.
Практические занятия проводятся два-три раза в неделю. Количество занятий в неделю зависит от возраста и подготовленности занимающихся.
Основной формой учебной работы во всех группах (командах) является урок (групповое занятие). Кроме участия в групповых занятиях по расписанию юные хоккеисты должны ежедневно делать утреннюю зарядку, а также самостоятельно выполнять индивидуальные задания тренера для совершенствования физической и технической подготовки. К участию в календарных соревнованиях юные хоккеисты допускаются с 13 лет.
В летний период учебную работу рекомендуется проводить в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях. Для этого оборудуют элементарные площадки и организуют соревнования между сборными командами лагерей, а также на первенство лагеря между отрядами. В соревнованиях наряду с мальчиками могут принимать участие и девочки.
Начиная с 15 лет юным хоккеистам следует прививать инструкторские навыки для проведения занятий, организации и судейства соревнований.
Весь процесс учебно-тренировочной работы должен носить воспитывающий характер. Воспитательная работа проводится тренером, родительским советом и активом с помощью пионерской и комсомольской организаций. Задачи воспитания необходимо решать повседневно: в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, различных общественных мероприятий и особенно в период летних лагерей.
У юных спортсменов следует воспитывать коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, чувство ответственности перед коллективом, спортивное трудолюбие, умение преодолевать трудности, высокую сознательность и другие моральные черты, свойственные передовому советскому человеку.
Большое значение как средство воспитания имеет личный положительный пример преподавателя-тренера, правильное применение им поощрений и взысканий, использование мер общественного воздействия.
Воспитанию занимающихся способствуют также: хорошая организация занятий; высокая требовательность к выполнению упражнений; аккуратное посещение занятий; соблюдение правил поведения на занятиях, соревнованиях и в быту.
В работе с юными хоккеистами применяются различные формы и методы воспитательной работы: проведение бесед, лекций, экскурсий, походов, посещение музеев, выставок, театров, кино, участие в общественно-политической жизни школы (Дома пионеров) и т. д.
Тренеры должны следить за успеваемостью хоккеистов в школе и их поведением. Проверка дневников, личная связь с классными руководителями и родителями хоккеистов должны осуществляться тренерами систематически. В зависимости от успеваемости учащегося тренер может совсем запретить ему посещать учебно-тренировочные занятия или разрешить посещать их частично.
За время соревновательного периода (июнь—август) учебно-тренировочные занятия рекомендуется проводить в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях. В лагере все занимающиеся должны делать ежедневную утреннюю зарядку в составе группы (команды) под руководством капитана команды. Практические занятия рекомендуется проводить четыре-пять раз в неделю, но с различной физической нагрузкой.
Примерный летний (лагерный) учебный план соревновательного периода (продолжительность 6 недель) может быть таким:
Содержание | Учебные группы | |||
детская (11—12 лет) | подростковая (13—14 лет) | юношеская (15—16 лет) | ||
1. Теоретические занятия | ||||
---|---|---|---|---|
1. | Основы техники и тактики игры | 2 | 2 | 2 |
2. | Изучение правил игры | 4 | 4 | 4 |
3. | Разбор сыгранных матчей | 4 | 7 | 7 |
4. | Установки на предстоящие игры | 4 | 7 | 7 |
Итого часов | 14 | 20 | 20 | |
II. Практические занятия | ||||
1. | Общая физическая подготовка | 6 | 4 | 4 |
2. | Специальная физическая подготовка | 4 | 4 | 4 |
3. | Изучение и совершенствование: | |||
— техники игры | 15 | 10 | 6 | |
— тактики игры | 5 | 6 | 6 | |
4. | Инструкторская и судейская практика | — | — | 4 |
5. | Товарищеские игры | 16 | 8 | 8 |
6. | Календарные игры | — | 20 | 20 |
Итого часов | 46 | 52 | 52 | |
Всего часов | 60 | 72 | 72 |
Примечания: 1. Товарищеские игры для детской группы рекомендуется организовывать по субботам и средам, для подростковых и юношеских команд
— по средам и пятницам.
2. Календарные игры целесообразно проводить по воскресеньям, а иногда и по средам.
3. Дни отдыха для детских команд — по воскресеньям и четвергам, для подростковых и юношеских команд — по понедельникам.
4. Установку на предстоящую игру лучше давать накануне дня соревнований, а перед игрой уточнять детальный план игры.
5. Тренировочные нагрузки необходимо распределять равномерно в течение недели.
В тренировочном недельном цикле для подростковых и юношеских команд —две двухсторонние игры и два занятия со средней нагрузкой; для детских команд — одна-две двухсторонние игры, одно-два занятия со средней нагрузкой и два занятия с малой нагрузкой.
Занятия с малой нагрузкой обычно проводятся накануне игры. Занятие включает в себя упражнения, не требующие больших нервно-мышечных усилий. Упражнения проводятся с умеренной интенсивностью. Продолжительность занятий — 40—50 мин.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределяется по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и их общей физической и спортивной подготовленностью.
В зависимости от степени подготовленности юных хоккеистов и условий проведения занятий тренер может вносить в программу необходимые изменения, не ломая общей структуры изучения материала для данной группы.
Во время учебно-тренировочных занятий необходимо не только предусматривать изучение нового материала, но и совершенствовать ранее изученные приемы и действия.
Для детской группы (11 —12 лет) теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме с демонстрацией наглядных пособий. В подростковой и юношеских группах теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи проводятся врачом.
Практический материал программы изучается и отрабатывается на учебно-тренировочных занятиях и совершенствуется в процессе товарищеских и календарных игр.
Тренеру во время учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать особенности детей. Следует помнить, что в возрасте 11 —13 лет дети стесняются своей неловкости и быстро утомляются. Поэтому в занятиях с детской и подростковой группами большое место должно отводиться подвижным играм, упражнениям для развития быстроты, ловкости и координации движений. Силовые упражнения следует применять осторожно, избегая продолжительных усилий. Упражнения на развитие силы необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и быстроту. Умению расслаблять мышцы необходимо обучать с раннего возраста.
Развитие выносливости достигается путем постепенного увеличения дозировок нагрузки, интенсивности занятий, степени трудности упражнений. Упражнения, выполняемые интенсивно, следует чередовать с упражнениями, выполняемыми в медленном темпе.
Овладение техникой и тактикой игры в хоккей на траве — длительный процесс, требующий от юноши настойчивости и трудолюбия. Поэтому наряду с развитием физических качеств, овладением техническими и тактическими навыками большое внимание следует уделять воспитанию таких волевых качеств, как смелость и решительность, инициатива и находчивость, дисциплинированность, воля к победе, чувство коллективизма и товарищеская взаимопомощь.
В начале обучения акцент делается на правильности выполнения технических приемов. Условия выполнения приемов нужно постепенно усложнять, приближая их к игровым. По мере освоения технических элементов игры юным хоккеистам рекомендуется давать такие упражнения, при выполнении которых им приходится решать тактические задачи.
Упражнения по тактической подготовке ставят целью научить юных хоккеистов быстро ориентироваться в мгновенно меняющейся игровой обстановке, правильно оценивать игровую ситуацию и выбирать правильное решение. Юным игрокам необходимо систематически давать задания для самостоятельной работы и затем проверять их выполнение. В процессе занятий нужно использовать различные упражнения из других видов спорта, особое внимание уделяя игре в хоккей с мячом, футболу и баскетболу.
Для изучения и совершенствования техники и тактики игры в хоккей на траве рекомендуется определенная последовательность прохождения занимающимися программного материала.