Развитие выносливости

Выносливость — важное качество, необходимое каждому хоккеисту для того, чтобы уметь сохранять силы от начала и до конца каждого состязания на протяжении всего хоккейного сезона.

В хоккее на траве, как и в других игровых видах спорта, различают общую и специальную выносливость. Для развития общей выносливости рекомендуется использовать бег (кроссы) на 1, 2 и 3 км (на время), плавание, игры в хоккей с мячом и бадминтон, а также переменный бег (например, 200 м медленно, 100 м быстро, 200 м медленно, 200 м быстро, 400 м медленно, 200 м быстро, 400 м ходьба, 100 м медленно, 200 м быстро и т. д.).

При беге по пересеченной местности надо увеличивать темп бега на подъемах. Если есть возможность, нужно организовывать различные эстафеты по песку, мелководью, рыхлому снегу. Такие эстафеты особенно эффективны для выработки общей выносливости у подростков и юношей.

Работать над развитием общей выносливости нужно главным образом в подготовительном периоде.

Специальная или чисто хоккейная выносливость развивается в течение всего сезона. Игра в хоккей на траве ведется на больших скоростях, поэтому на тренировках во второй половине подготовительного периода и в течение всего соревновательного периода нужно усиленно работать над повышением скоростной выносливости.

Скоростная выносливость вырабатывается и во время календарных и товарищеских игр, но этого недостаточно. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях рекомендуется использовать специальные средства:
переменный бег 5x30, 4X60, 6x40 м и т. д. Между отрезками— паузы 30—40 сек.;
переменный бег с ведением мяча;
выполнение различных упражнений поточным методом;
упражнения в квадрате 2x2, 3X3. Размеры квадратов могут быть различными — 20x20, 10X10, 30X30 м. Границы квадратов размечают белыми лентами или маленькими флажками;
двухсторонние и товарищеские игры большей продолжительности, чем календарные;
двухсторонние игры с уменьшенными составами (9X9, 8X8, 7X7) с опекой игроков по всему полю.

А вот примерное комплексное упражнение, выполняемое поточным методом в конце подготовительного или во время соревновательного периода:
1.            Игрок стартует от ворот и ведет мяч к центру поля толчками справа (45 м).

2.            От центра поля игрок ведет мяч к воротам между четырьмя стойками, входит в круг удара и бросает мяч верхом по воротам.

3.            Игрок берет из ворот мяч и, двигаясь спиной вперед, преодолевает отрезок до пересечения боковой и 23-метровой линий (35 м).

4.            В положении лежа игрок делает восемь сгибаний и разгибаний рук (отжиманий от земли).

5.            Игрок толкает мяч с боковой линии к скамейке, отстоящей от него в 15 м в створе с дальними воротами (надо попасть в часть скамейки — 3,66 м).

6.            Игрок прыжками с одной ноги на другую приближается к мячу, перекидывает его через скамейку и ведет по направлению к дальним воротам клюшкой, повернутой крюком вниз, до 23-метровой линии.

7.            От 23-метровой линии игрок ведет мяч толчками справа и слева в круг удара и производит пять ударов по воротам (с расстояния 12 м), защищаемых вратарем (второй вратарь обеспечивает игроков мячами), затем он бежит к правому угловому флагу.

8.            В углу поля игрок делает десять приседаний на двух ногах.

9.            От угла площадки вдоль боковой линии игрок перемещается прыжками на одной ноге (по 10 раз на обеих ногах).

10.          Игрок пробегает до угла поля вдоль боковой линии на максимальной скорости.

Всего игрок преодолевает 310 м. Комплекс упражнений выполняется 3—5 раз с интервалом 5—10 мин.


Рис. 56. Комплексное упражнение

На начальном этапе подготовки все десять элементов упражнения для различных возрастных групп делать не обязательно, сначала можно освоить четыре-пять элементов, а затем постепенно готовить занимающегося к выполнению всего упражнения. Подобное комплексное (рис. 56) упражнение может быть через определенные промежутки времени использовано как контрольное для определения уровня тренированности игроков.